Вернуться к теме этой статьи меня побудила некая информация, недавно появившаяся в Сети, которую кроме как гонением на этого святителя трудно назвать.
Если не считать мелочных придирок к юношеской биографии Иоанна, то главным «обвинением», выдвинутым против него некими недоброжелателями, от пасквиля которых за версту веет националистическим душком, является, вы не поверите,… «еврейское происхождение» этого духовного деятеля.
В этой связи вспомнились недавно сказанные ведущим программы «Открытым текстом» телеканала «РенТВ» Анатолием Вассерманом слова, назвавшего Иисуса Христа Иешуой Иосифовичем Давыдовым. Вероятно, известный эрудит имел в виду, что мальчика Иешуа (Ису), родившегося в еврейской семье правоверных иудеев Иосифа и Марии, которые происходили из рода весьма почитаемого иудеями, христианами и мусульманами пророка-царя Давида (Давуда), много позже греки назвали Иисусом Христом. Отметим тут же, что не только Иисус (своим земным происхождением), но и все призванные им апостолы, без исключения, были евреями по национальности и иудеями по вероисповеданию, то есть, говоря более понятным мусульманам языком, принадлежали к умме Мусы. Кстати, Муса и Иса, то есть, Моисей и Иисус, относятся к наиболее распространенным среди мусульман мужским именам. Кстати, призванные Иисусом апостолы постепенно перестали быть иудеями, продолжая, однако, оставаться «лицами еврейской национальности».
Следует отметить, что, согласно Евангелию, Христос говорил, что пришел в этот мир не для того, чтобы нарушать «законы Моисея и пророков, а чтобы соблюдать их», явно намекая на то, что современные ему иудеи далеко ушли от первоначального учения их пророка.
Слава Богу, что никому не приходит в голову сумасбродная идея «разоблачать еврейское происхождение» признанного патриарха евреев и арабов Авраама (Ибрагима), его сына Исаака (Исхака), внука Иакова (Якуба), правнука Иосифа (Юсуфа), а также живших спустя полтысячи лет после них братьев Моисея и Аарона (Мусу и Гаруна). Как известно, все они были Божьими пророками и выполняли возложенную на них высокую миссию среди разных племен и народов. А вот Вениамину Яковлевичу Береславскому (Иоанну Блаженному) почему-то «инкриминируют» принадлежность к «нехорошей» нации. Тут хоть смейся, хоть плачь!
Интересно знать, подумали ли об этом националистически настроенные «христиане» в кавычках, прежде чем «наезжать» на христианского же архиепископа и известного вероучителя, являющегося светлым духовным наставником нашего времени, организуя его травлю на пустом месте. Скорее всего – нет, потому что националист в принципе не может быть правоверным и правильным последователем ни иудаизма, ни христианства, ни ислама. Когда говорят о «Боге Авраама Исаака и Иакова», имеется в виду не их личное или национальное божество, а Бог, в которого они верили. Национализм же свойственен лишь язычеству, многобожию, политеизму, потому что в этих случаях речь идет не о Едином и Единственном Боге, а о национальных или региональных божествах. Он характерен также тем течениям и сектам классических религий, которые покушаются на Всевышнего, стремясь «национализировать и приватизировать» Божественную Сущность, исходя из вполне земных интересов.
Здесь как раз к месту напомнить об интернациональном по содержанию высказывании Иисуса Христа из Евангелия: «Нет эллина, нет иудея». Спустя шесть веков подобным образом выразился пророк Мухаммед: «Нет араба, нет неараба». И тот и другой разделяли людей на верующих, заблудших и неверующих. Это значит, что за критерий оценки человеческой личности Христос и Мухаммед, как, впрочем, Авраам и Моисей, а также другие посланники и пророки, праведники и святые всегда принимали не национальность, а веру в Бога.
Последнее особо надо подчеркнуть, потому что не всякая вера ведет к благу, а именно вера в Божественное Провидение, не совмещаемая ни с какими верованиями в земные силы. В качестве иллюстрации хочу привести пример более чем двухтысячелетней давности.
Известный мудрец и историк Иосиф Флавий в своей книге «О древности иудейского народа», написанной в начале нашей эры, приводит следующий поучительный случай. Командиры подразделения римской армии, в которой служил верующий последователь Моисея, находясь в походном марше, однажды стали перед вопросом, какое выбрать направление для дальнейшего движения. По этому поводу возникли споры и разногласия. Тогда языческий жрец-орнитоскоп (гадатель по полету птиц), которому безоговорочно верили легионеры, указав на сидящую на дереве птицу, сказал, что надо дождаться ее полета и двигаться в том направлении, куда она полетит. Иудей, услышав эти слова жреца, выстрелом из лука убил птицу. Когда воины с возмущением кинулись к нему, еврей спокойно спросил: «Если птица не смогла узнать, что я собираюсь в нее стрелять, то как она может знать, куда нам следует двигаться?» Эта элементарная логика единобожника удивила язычников и посрамила их предсказателя. Поучительность этого маленького эпизода из древней истории сохраняется и по сей день: одни делают ставку на гадателей и приметы, другие верят Богу и в разум, а третьи все смешают, создавая в своих головах суеверно-религиозный хаос, порою замешанный на националистической и прочей «закваске».
К последней категории, по-видимому, как раз относятся заказчики и исполнители «компромата» в отношении архиепископа, ибо для честного и искренне верующего человека недопустимо «пасквильничать» в адрес своего ближнего, не говоря о духовном учителе.
В заключение материала хочу отметить, что Иоанн Блаженный вряд ли нуждается в моей защите, однако на этот раз, вероятно, имеет место тот случай, когда вовремя сказанное к месту слово не бывает излишним.