– Фузуллу Курбанович, скажите, пожалуйста, какова причина повышения цен на проезд в столичных троллейбусах.
– 5 рублей – это был самый низкий тариф по всей России. Начиная с 2010 года, таких цен ни в одном городе нашей страны не было. У нас большая конкуренция с маршрутными такси, они почти завоевали рынок пассажирских перевозок. В 2009 году мы подняли тариф до 7 рублей, в то время как тариф на маршрутки составлял
9 рублей. Тогда большая часть пассажиров ушла от нас и мы попросили Главу города Махачкалы, чтобы нам вернули прежний тариф. Мы его сохраняли, сколько могли. Но дальше так работать было невозможно. За каждый кВТ электроэнергии мы оплачиваем
2 руб. 48 коп., а для физических лиц он составляет 1 руб. 72 коп. У нас только за один день плата за электроэнергию доходит в среднем до
19 тысяч рублей. В последние месяцы мы начали выпускать по
30 троллейбусов на маршруты, и их количество мы хотим довести до 35. А если выпускать больше машин, то и расходы большие: на электроэнергию, на амортизацию, на обслуживание троллейбусов и т.д. Если раньше мы покупали одно колесо за 8-9 тысяч, то сейчас самое дешевое стоит 12 тысяч рублей, и возим их из других городов нашей страны. Если запчасть раньше стоила тысячу рублей, то сейчас три тысячи. Во всех отношениях все подорожало, поэтому мы не можем иначе. Помимо этого, мы платим
14 видов налогов. В таких условиях или надо закрывать троллейбусный парк, или нам надо помогать. Когда мы выезжаем в другие города, там удивляются, как мы до сих пор держимся. Но надо сказать, что если бы не Саид Джапарович Амиров, нас бы давно закрыли. Благодаря ему мы до сих пор функционируем. У нас не было другого выхода, и мы обратились к Главе города Махачкалы с просьбой поднять тариф до
8 рублей. Прежде чем подписать такое постановление, он дал задание своим работникам уточнить тариф по всему Южному федеральному округу и по Северному Кавказу. Оказалось, что они уже давно перешагнули рубеж 10 и более рублей. И только после этого было принято такое решение. На сегодняшний день за электроэнергию мы задолжали
2 млн 250 тысяч рублей. Только за месяц март мы заплатили за электроэнергию
750 тысяч рублей.
У нас не хватает троллейбусов. Всего их 43, из них два учебные и один техпомощный. В предыдущие годы нам обещали, что, начиная с 2011 года, мы будем получать по 20 троллейбусов в год. Была целевая программа развития электротранспорта в городе Махачкале, согласованная с городской Администрацией и Правительством РД. Но, к сожалению, за эти два года ни одного троллейбуса мы не приобрели. Последние
20 троллейбусов были куплены в декабре 2009 г. Были времена, когда парк насчитывал
125 троллейбусов, тогда мы выпускали на линии более
80 троллейбусов, охватили почти весь город. Но сейчас мы этого не можем делать из-за нехватки троллейбусов.
– Новая цена на проезд покрывает все ваши расходы?
– Естественно, выручка у нас увеличится. И за счет этого мы получим дополнительный доход, чтобы погашать свои долги. Сразу, конечно, это не удастся, но по частям это можно будет делать. О прибыли речи не идет, главное – расплатиться с долгами.
– Вы не допускаете мысль о том, что из-за повышения цен на проезд пассажиров в троллейбусах станет гораздо меньше?
– Этого не будет. Вот недавно подняли цену на проезд в маршрутных такси. Казалось, кто-то все равно перейдет на троллейбусы. Но этого не случилось. Люди, которые пользовались маршрутками, так и будут ими пользоваться, независимо от стоимости проезда. А кто пользовался троллейбусом, тот и будет им пользоваться. По сравнению с маршрутными такси у нас просторный салон, чистота, ежедневная уборка. Да, по времени маршрутки выигрывают, но разница не такая большая. Тот факт, что маршрутки завоевали пассажирский рынок, – это бесспорно, мы с ними конкурировать сегодня не можем, и таких возможностей у нас нет. Но тем не менее мы стараемся развиваться, улучшать культуру обслуживания пассажиров и т.д. Очень важно уменьшить интервал движения транспорта. Если пассажир будет ждать на остановке
40 минут, завтра он в троллейбус уже не сядет. Наша задача сейчас – максимально уменьшить интервал движения. Для этого мы подготовили в этом году более 20 молодых водителей, из них 12 уже работают, остальные выйдут на работу в конце мая. С начала апреля набираем еще
20 человек. Но для этого нужны еще и троллейбусы. Мы хотим просто завоевать своего пассажира.
Хочу сказать, что мы внедрили льготные проездные билеты: 300 рублей стоит один проездной билет для граждан, 400 – для предприятий и учреждений, 100 – для студентов и
70 – для учащихся школ.
– Планируется ли открытие новых линий троллейбусного движения?
– В течение двух предыдущих лет мы хотели связать 5-й Поселок с Редукторным поселком через Степной поселок. Это будет очень хороший маршрут, потому что там пассажиропоток большой. Но, к сожалению, из-за отсутствия финансовых средств мы не можем пока этого сделать. К 2014 году мы планируем запустить троллейбусы через Новую автостанцию в Семендер, а также в Красноармейск и обратно. До Ленинкента запустить троллейбусы нам практически ничего не мешает, там прямая дорога. Единственное, что нужно, – это подстанция, потому что энергии не хватит. Таких проектов у нас много, только для их реализации необходима финансовая поддержка.
– На какой стадии готовности находится троллейбусная линия Махачкала – Каспийск?
– После нового года работы возобновились. В целом это будет очень хороший маршрут. Там построили новый стадион, и во время проведения футбольных матчей люди застревают в пробках по нескольку часов. Поэтому надо ускорить этот процесс. На этот маршрут мы возлагаем большие надежды.