Так как Махачкала – не только столица Дагестана, но и полноправный участник, один из основных субъектов республиканской агрополитики, поговорить об актуальных проблемах АПК города и республики в целом, о достигнутых плюсах и дальнейших планах мы говорили с начальником Управления сельского хозяйства г. Махачкалы Залкепли Абдулхаликовым.
– В настоящее время в Махачкале начался «фермерский бум». Это происходит потому, что в отличие от сельхозтоваропроизводителей остальных районов республики у них нет проблем с реализацией: продукцию можно сразу продать в городе, тем более что население Махачкалы не маленькое и ежегодно растет – этой проблемы для махачкалинских фермеров как таковой не существует. Но, к сожалению, есть проблема другая – фермеры, как правило, не продают свой товар сами, объясняя это тем, что у них на это нет ни времени, ни особого таланта. И тут начинают свою «работу» перекупщики, которые торгуют на наших рынках. Возьмем, к примеру, молоко. Лишь 28-30% от конечной стоимости молока остается производителю, примерно 40% переработчикам и
28-30% – у торговцев. То, что у нас производитель получает столько же, сколько продавец, – это же нонсенс! Если учесть себестоимость, для производителя это мизер. Многие находят оправдание сложившейся ситуации в том, что сложно регулировать рынок. Но ведь есть области, где этот момент отрегулирован, т.е. установлена фиксированная сумма доходов в цепочке. Нужен закон о добросовестной конкуренции на рынке сельхозпродукции, где будет обговорено, сколько получит производитель, переработчик и продавец.
Недавно прозвучал призыв врио Президента Дагестана Рамазана Абдулатипова, чтобы жители республики, а в особенности чиновники, начали заниматься сельским хозяйством и тем самым внесли свой вклад в его развитие. Сотрудники министерств и других госструктур, у которых есть в горных селах дом, земля, у которых там живут родители и другие родственники, должны постараться создать там свои пусть небольшие личные подсобные хозяйства. Конечно, хотелось бы, чтобы личные подсобные хозяйства жителей горных сел получили поддержку, чтобы мы немножко повернулись лицом к селу, к личным подворьям. Приезжаешь в село, а там заброшенные хутора и деградирующие земли. В советское время была ликвидирована хуторная система, что ни к чему хорошему не привело. Сейчас многие сельские жители стремятся жить в городе или вокруг города. Это не оттого, что они хотят жить именно в городе: в горах нет нормальных условий для жизни, а заниматься там сельским хозяйством трудоемко и финансово затратно. Наверно, поэтому новый Глава республики заговорил о необходимости восстановления заброшенных земель в горах. Мы эту инициативу поддерживаем. Управление сельского хозяйства г. Махачкалы проводило специальное совещание. Мы, конечно, не в горах находимся, но вокруг Махачкалы 14 поселков, где
24 тысячи ЛПХ, и наша задача состоит в том, чтобы люди, живущие в этих поселках, начали заниматься сельским хозяйством: обрабатывали свои участки, сажали овощи и т.д. Глава города говорит о том, что человек, живя в поселке, должен держать корову, а не бегать за молоком в город. Действительно, почему, имея возможность держать корову, нужно покупать молоко, мясо, сыр, масло? И, кстати, этим можно немного разгрузить город. Подсчеты показывают, что в Махачкале стремительно растет численность жителей не только самого города, но и пригородов. Ежегодно вокруг города появляется до 3 тысяч новых хозяйств. На сегодняшний день численность сельских жителей вокруг Махачкалы превышает 100 тысяч. Махачкала по этому показателю на втором месте в республике после Хасавюртовского района. Это же огромная «армия» людей, у которых есть возможности вести свое личное подсобное хозяйство. И нужно, чтобы они производили не только для себя, но и для города. Поэтому мы ежегодно проводим конкурсы на звание лучшего фермера, лучшего владельца ЛПХ. Глава города награждает их грамотами, выдаем премии, показываем их по телевидению, пишем о них. Ваша газета регулярно пишет о фермерах. К сожалению, у нас пока не дошли руки до дачников и огородников, которые тоже могут вносить свой вклад в сельскохозяйственное производство. Поэтому ближайшая задача Управления сельского хозяйства города – заняться и этим вопросом.
– Залкепли Абдулаевич, можно я вступлюсь за эти сто тысяч человек, живущих в пригородах Махачкалы? Вы говорите, что жители поселков должны держать дома корову, а не бегать в город за молоком, перегружая тем самым город своим присутствием. Не думаю, что в поселках нет магазинов, где можно это молоко купить. Уж чего-чего, а недостатка в торговых точках жители республики не испытывают. Это первое. Второе – как руководство города или Ваше Управление может принудить человека, у которого дача или приусадебный участок, заниматься сельским хозяйством, сказать ему: «Мы хотим, чтобы ты сажал картошку и держал корову»!? А вдруг он хочет у себя на даче сажать цветы, и вообще не хочет заниматься сельским хозяйством!
– Мы никому ничего не навязываем: «Ты – это посей, а ты – это вырасти!» Каждый должен заниматься тем, что ему выгодно. Вокруг Махачкалы наметился бум по производству не только молока и мяса – большое развитие получило овощеводство. А знаете почему? Потому что выращивать овощи сегодня стало выгодно. Если бы это не было выгодно, к нам азербайджанцы не привозили бы овощи из Азербайджана, минуя свою территорию и таможню. Вокруг города более тысячи фермеров. Мы говорим о том, чтобы земля, выделенная им, не пустовала. Сейчас махачкалинские фермеры занимаются пчеловодством, строят парники, выращивают рыбу в прудах. Мы не даем никаких команд, чтобы кто-то чем-то конкретным занимался, пусть каждый занимается тем, к чему у него лежит душа, и что он считает для себя экономически выгодным. Сейчас фермеры начали возрождать заброшенные виноградники в Ленинкенте. Это земли бывшего виноградарческого совхоза имени Ленина. Если бы это не было выгодно, в советское время там виноград не сажали бы. Наша цель – помочь тем, кто хочет заниматься сельским хозяйством, субсидиями и другими формами господдержки. Сейчас мы начали уделять большое внимание и оказывать поддержку развитию рыбоводства в Махачкале. В нашей новой программе предусмотрен этот раздел. В ней мы ставим задачу восстановить муниципальное предприятие «Сулак-рыба» в поселке Сулак. Уже определены крестьянско-фермерские хозяйства, которые занимаются и будут заниматься выращиванием сельскохозяйственной прудовой рыбы на площади 190 гектаров.
– Ваше Управление наверняка мониторит ценовую политику на продовольственных рынках Махачкалы. Многие приезжие отмечают, что цены высокие. Они-то, думая, что республика южная, климат хороший, все у нас растет, признаются, что ожидали цен намного ниже. Как Вы считаете, эти цены адекватны сегодняшнему уровню развития сельского хозяйства в республике?
– Конечно, мы проводим мониторинг. Если повышается цена на электроэнергию, газ, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы, сельхозтехнику, цена на сельхозпродукцию не будет стоять на месте. Установить цену своим распоряжением Глава города ведь не может. Тут действуют рыночные механизмы: цена диктуется рынком, и сейчас не те времена, когда мы жили в другом обществе. Да, перекупщики завышают цену, особенно перед религиозными праздниками. Но в целом цена на сельхозпродукцию, которую запрашивает производитель, невысокая, тем более если учесть, что один только трактор МПЗ стоит около миллиона.
– Понятны причины сельскохозяйственного бума вокруг Махачкалы, о котором Вы говорили. Заниматься сельским хозяйством на равнине, где есть все коммуникации, да к тому же столица республики в 20-минутной доступности – это не косить вручную сено в высокогорном хуторе, где нет ни воды, ни газа, куда нужно добираться полдня по бездорожью. И поэтому, может, руководству республики прежде чем призывать чиновников, всех, кто может и не может, восстанавливать запущенные горные земли, сначала необходимо завершить хотя бы газификацию горных сел и начать строить там хоть какие-то дороги?
– Я с Вами совершенно согласен. И мы не можем ругать молодежь, которая уезжает в город. Первое, что необходимо там сделать, – восстановить заброшенные колхозные земли, дать всем жителям приусадебные участки большей площади, обеспечить их малогабаритной техникой, если нужно, помочь и семенами, и кредитами. В горах необходимо поддержать и не дать развалиться существующим сельскохозяйственным производственным кооперативам (бывшим колхозам и совхозам), если надо, укрупнить их. Просто дать им шанс выжить. Необходимо сотрудничество между крупными промышленными предприятиями (особенно пищевыми) с сельхозорганизациями. Они либо покупают эти сельхозпредприятия, либо заключают с ними договоры. Почему бы «Дагнефти», «Дагэнерго», «Газпрому», строительным, дорожным и другим известным компаниям не вкладывать деньги в сельское хозяйство?
В районах мало внимания уделяют личным подсобным хозяйствам. В Махачкале ситуация лучше: у нас есть Управление сельского хозяйства, есть специалисты, занимающиеся ЛПХ, похозяйственным учетом, мы поддерживаем контакты с владельцами личных подсобных хозяйств. 80% всей валовой сельхозпродукции дают именно они.
Почему бы не поддержать их на государственном уровне. За все время моей работы такая помощь была оказана только один раз – в 2011 году выделены субсидии, хотя, согласно Федеральному закону «О развитии сельского хазяйства», с 2006 года личные подсобные хозяйства тоже признаны сельхозтоваропроизводителями. Поэтому они так же, как сельхозпредприятия и крестьянско-фермерские хозяйства, должны иметь возможность получать кредиты, субсидии и другую помощь от государства. В нашей республике нормы этого закона пока никак не реализуются.
– На сколько процентов продукция сельхозтоваропроизводителей Махачкалы обеспечивает потребности города?
– В Махачкалу поступает продукция отовсюду: из дальнего зарубежья, стран СНГ, регионов России, районов республики.
Исходя из наших возможностей и имея вокруг города более 20 тысяч гектаров земли, 18 тысяч голов крупного рогатого скота, 9 тысяч коров, 28 тысяч голов мелкого рогатого скота, мы город собственной продукцией, конечно, не обеспечиваем. Только на 10-15%. Но наша задача – еще эффективнее использовать имеющиеся площади, поэтому развитие в пригородах ЛПХ и КФХ, особенно молочных и овощеводческих, – это наш приоритет.
– Управление статистики
г. Махачкалы приводит интересные цифры: вся посевная площадь в хозяйствах Махачкалы в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась почти в 2 раза и составила
371 га, урожайность зерновых увеличилась на 45,2% и составила 10,6 центнера с 1 га против
7,3 центнера с 1 га в 2010 году. В результате увеличения посевных площадей валовой сбор зерновых за год возрос в 3,3 раза и составил 2,3 тыс. центнера, производство молока возросло в 2 раза и составило 1444 тонн и т.д.
– По итогам 2012 года, когда завершилась наша программа развития сельского хозяйства, объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 447 млн рублей – это 111% роста к 2011 году. Если говорить в целом за последние 3 года, рост произошел с 300 млн до 447.
В 2012 году мы получили хороший урожай только по картофелю, производство овощей осталось на уровне 2011 года. По животноводству наблюдается ежегодный рост поголовья крупного рогатого скота на 110%, коров – на 106%. Средний надой на одну корову в сельхозпредприятиях и КФХ составил 1929 литров.
– Это Вы говорите о городской целевой Программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия пригородной зоны МО «г. Махачкала» на период 2010-2012 годы?
– Да, она была принята на основании федеральной и республиканской программ, но по временным рамкам наша программа начала работать позже, с 2010 года.
– Приведу еще цифры из статистики. Сельхозорганизациями города Махачкалы с прилегающими к нему поселками в 2011 году реализовано продукции сельского хозяйства примерно на сумму
40,1 млн рублей. Объем реализованной продукции собственного производства в
2011 году в фактических ценах по сравнению с 2010 годом возрос на 56,6%. На мой взгляд, совершенно «безумная» статистика! Откуда такие цифры? Неужели это результат завершившейся в прошлом году целевой программы?
– Рост показателей производства сельхозпродукции идет не только за счет роста количественных показателей, но и за счет наведения порядка в учете и отчетности в работе сельхозтоваропроизводителей. Например, человек занимается сельским хозяйством, а у нас в отчетности его нет. Принято Постановление Главы города «Об учете в сельском хозяйстве». Последние 3 года мы начали активно работать в этом направлении, и пока мы смогли призвать к отчетной дисциплине только 50% фермеров.
– Вы готовите на рассмотрение новую городскую целевую Программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В чем ее суть?
– Она подготовлена на основе одноименной республиканской программы. Ее особенность в том, что она предусматривает привлечение средств частного инвестора. Город, конечно, оказывает помощь в выделении участков и организационных моментах, но новая программа предусматривает строительство новых сельскохозяйственных объектов: теплиц, семейных ферм, закладку садов и виноградников – все это за счет привлечения частных инвестиций. Почему круглый год на рынках нет нашей продукции? Потому что нет системы ее обработки и хранения. С этой целью вокруг Махачкалы планируется строительство трех крупных хранилищ. На реализацию новой программы до 2020 года планируется привлечение 4 млрд 572 млн рублей внебюджетных средств, тогда как на прошлую программу было заложено
175 млн. Тогда, конечно, и сроки ее действия были небольшие –
3 года, а сегодняшняя программа рассчитана на 7 лет. Мы довели сельское хозяйство республики до ручки. Сначала рушим до основания, а потом начинаем восстанавливать. И сейчас как раз пришла очередь восстанавливать.