Учебное заведение, расположенное в густонаселенном многонациональном микрорайоне Махачкалы, постоянно восполняющемся жителями из горных районов республики, острее ощущает на себе сплачивающую силу искусства. И народный танец, понятный всем без лишних слов, открыл отчетное выступление. Масштабная, многоплановая ли хореографическая постановка Патимат Алдамовой «Дружба народов» или современный танец с акробатическими и гимнастическими упражнениями – это всплеск эмоций, лившихся со сцены в зал. Движения складываются в танцевальные фразы, как слова в поэтические строки. Девятиклассница Марьям так воодушевленно читала стихотворение «Джигит», что темперамент бросил юношей на импровизированное исполнение лезгинки.
Высокохудожественный сценарий, составленный заместителем директора по воспитательной работе Зульмирой Магомедовой, от номера к номеру разворачивался отрепетированными, отточенными до мелких штрихов сценами, создавая общее впечатление. Гамзатовское стихотворение «Дагестан» на русском языке, его поэтическое произведение «Россия», исполненное на аварском языке, без комментариев воссоздавало перипетии исторической судьбы горного края. Четвероклассницу Айшат Магомедову так же, как и шестиклассника Алиасхаба Шахбанова, вдохновляло то, что 2013-й объявлен Годом Расула Гамзатова. Инсценировка его «Притчи о глухой невесте» раскрыла неплохие артистические данные группы старшеклассников и не на шутку развеселила зрителей.
Ведущий Вали Арсланалиев между концертными номерами высоким слогом напоминал обычаи и правила горского житья-бытья. И здесь на помощь приходил не только автор «Моего Дагестана», но и его собратья по перу, среди которых и Фазу Алиева:
В горах моих родных
Не писаны законы.
Во все века
Никто их не писал.
Никто из них томов
Не составлял –
Натуры горцев
К этому не склонны.
Но если в очаге
У одного лишь горца
Еще хранится
искорка огня,
Она из ночи в ночь,
День изо дня
Из очага в очаг
передается.
И если в сундуке
У одного лишь горца
Еще хранится
горсточка муки,
Ее на все хватает очаги,
И в каждом доме
Свежий хлеб печется.
Оформление сцены и актового зала традиционной горской утварью и одежда участников отвечали общему стилю и теме итогового концерта художественной самодеятельности: единство и многообразие дагестанского народа. Изобретательность дагестанских народов, отразившаяся в искусстве канатоходства, покоряет и на ровной поверхности школьного спортивного зала. Большинство артистов цирковой студии «Пехлеван» при Центре эстетического воспитания «Радуга» под руководством Асхабали Гасанова, выпускники и учащиеся школы №42, в спортзале которой проходят индивидуальные тренировки на амортизационном канате и общие репетиции труппы. Канатоходцы не просто ходят по тросу, а исполняют сложные трюки воздушной эквилибристики – с особым вдохновением перед зрителями в день отчетного концерта.
Стихотворением «Дорогие люди» десятиклассница Барият Темирханова на даргинском языке описала отношения в семье и обществе.
Поэзия вносит соразмерность в любое выступление, но, соединившись с музыкой, она приобрела мощные крылья в выступлении инструментального ансамбля под руководством Газихана Рамазанова и хора в финале концерта.
Сменяя кумуз на барабан, директор школы Асад Магомедович Омаров, казалось, среди аккомпаниаторов чувствовал себя не менее уютно и уверенно, чем в кресле своего кабинета.
– Мы были свидетелями, как в одной махачкалинской школе с танцевальным ансамблем выступала учительница, но чтобы директор вышел на сцену вместе со своим коллективом, мы видим в первый раз, – призналась начальник отдела образования Администрации Кировского района г. Махачкалы Людмила Дубинина.