Многорукое Солнце, дарящее жизнь

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона, которую иногда называют «атонистической религиозной революцией», до конца не ясны. Среди них некоторые историки называют такие, как желание амбициозного фараона разгромить разбогатевшее в результате захватнических войн прежних правителей традиционное фиванское жречество, его стремление укрепить свои позиции «на идеологическом фронте», поскольку по материнской линии он происходил не из царского рода, а также некоторые другие. Эти доводы выглядят не очень состоятельными, поскольку фараон и так обладал колоссальными властными полномочиям, и расшатывание ситуации нововведениями было чревато непредсказуемыми последствиями.
Аменхотеп IV прекрасно себя чувствовал среди многочисленных жен и наложниц, домочадцев и преданных слуг, и имел в своем распоряжении огромную армию и лояльное жречество, которые надежно обеспечивали силовую и идеологическую опору верховной власти.
Вдруг грянули кардинальные изменения в сложившейся веками системе, которые инициировал сам носитель высшей власти. Он начал с себя и своей семьи. Распустил наложниц и жен, оставив только одну жену, освободил большинство личных рабов, раздал бедным значительную часть своего богатства.
Под новым именем Эхнатон, что означает «угодный Атону», он провел множество реформ, среди которых главным было упразднение многобожия и введение единобожия.
Называя причины эхнатоновских реформ, историки «забыли» главную из возможных: я имею в виду «наваждение Сверху», когда его религиозные побуждения, направленные на введение единобожия, были инициированы трансцендентными Божественными силами, решившими восстановить утраченный монотеизм. Это, конечно, предположение, поэтому будем считать эту версию авторским эксклюзивом.
Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн, немалая часть которой попадала к жречеству, в результате чего оно наряду с рабовладельческой аристократией необычайно обогатилось, действительно имел место. Особенный вес и относительную самостоятельность в египетском обществе тогда приобрели жрецы фиванского храма Амона-Ра, которые имели устойчивые связи с территориальными культовыми учреждениями и потомственной знатью. Такое положение не могло не вызвать недовольство центральной власти в лице фараона и его ближайшего окружения.
Некоторые исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей единой религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое и порождало сепаратистские настроения в определенных кругах богачей, жрецов и чиновников. Чтобы исправить такое положение, необходимо было осуществить серьезные изменения в реальном раскладе всего общества, а не в каких-то его классах или прослойках. Такие крупномасштабные изменения могли возникнуть только в результате кардинальных реформ в духовной сфере, поскольку египетское общество того времени было насквозь пропитано политеистической религией.
Оставим на суд читателя все эти версии, включая и авторский эксклюзив, и заметим, что для нашей темы имеют значение не причины проведения религиозных реформ, а мистическое их содержание и смысл.
Как бы то ни было, Аменхотеп IV, опираясь на немногочисленных верных сторонников, выступил против жрецов главного бога Амона-Ра и божеств многих других культов, на которых зиждилась сила жречества и тесно связанной с ним знати.
Большое значение в глазах египтян имел тот факт, что монарх, прежде всего, начал с себя. Публично отказавшись от царского титула, он «упростил» его, назвавшись фараоном, то есть простым, «порядочным человеком» из народа. Расставаясь с многочисленными женами и наложницами разных «степеней», он не выгнал их на улицу, а обеспечил всем необходимым для дальнейшей жизни вне дворца. Фараон приблизил к себе людей не только верных и верующих, но и способных и образованных. Чтобы ослабить противника, лишив его религиозно-идеологической опоры, Эхнатон постепенно стал выдвигать в противовес фиванскому богу Амону культ бога Атона, объявив свою персону его первым служителем. Символически это выражалось в отказе от имени Аменхотеп, в котором «присутствовал» Атон, и принятии имени Эхнатон, в котором «вписан» Атон.
Фараон-реформатор утверждал, что следует поклоняться единому и единственному Богу, который невидим, неслышим, неощутим, но присутствует и управляет миром. Когда потребовался видимый символ невидимого Бога, то было указано на Солнце, которое дарует людям жизнь. Вот почему Атон изображался в виде солнечного диска с лучами в форме протянутых человеческих рук. Провозгласив себя первосвященником единого и единственного бога, Эхнатон воздвиг в Фивах в его честь храм.
Чтобы подчеркнуть окончательный разрыв с политеизмом, олицетворением которого являлось фиванское жречество, а также связанная с ним экономическими узами традиционная аристократия, Эхнатон основал на правом берегу Нила, на расстоянии трехсот километров к северу от Фив новую столицу под названием Ахетатон, что означает в разных переводах «заря Атона» или «небосклон Атона». Нынче в этом месте находится городище Телль эль-Амарна, куда возят с экскурсиями туристов.
В новой столице был сооружен импозантный дворец Эхнатона, построенный в основной своей части из белого полированного камня. Историки считают это сооружение самым большим из всех гражданских зданий древности. Кроме главного дворца в Ахетатоне было построено ещё несколько дворцов, меньших по размеру, но также пышно отделанных. В центре города был воздвигнут и главный храм Атона, получивший название «Дом Атона». Все это архитектурное великолепие находилось в окружении особняков сановников, жрецов и чиновников, а также великолепных фруктовых садов. Далее находились домики простого люда, разные хозяйственные постройки и помещения для рабов.
Фараон любил при восходе солнца, а также его апогее и закате созерцать волшебный «лик Атона», при этом медитируя и предаваясь высоким духовным размышлениям.
Что касается старых богов из политеистического пантеона, то их символы и изображения были уничтожены. В то же время Атону возводились новые храмы по всему Египту. Под них передавались значительные объекты собственности, например, такие как земельные участки, охотничьи и рыбные хозяйства, пастбища и скот, а также рабочая сила в виде рабов.
В результате всех этих реформ и мероприятий, длившихся годами, египетский общественно-политический и религиозно-духовный уклад значительно обновился и существенно изменился. Знаменитые египетские мистерии и духовная служба жречества теперь отличались мистической направленностью, они были нацелены на сближение с Атоном и встречу с ним в этом мире и на том свете.
Египет, в котором установилось единобожие, оказался каким-то духовным оазисом в окружении вассальных и независимых государств, с которыми страна поддерживала отношения на разных уровнях. В этих странах господствовал политеизм, что не могло не вызвать расхождения в идеологической сфере между фараоном и царями этих стран, которые «еще вчера» называли друг друга в письмах «братьями». В исторических документах мы находим много фактов, свидетельствующих о том, что цари ряда стран и правители вассальных княжеств и государств, которые ранее клялись в дружественных чувствах к фараону и даже платили ему дань, отошли от Эхнатона и стали вести по отношению к Египту враждебную политику.
Мы не будем останавливаться на внешнеполитической деятельности и различных аспектах внутренней политики фараона-монотеиста, поскольку перед нами стоит задача иного профиля, вытекающая из темы сочинения. Однако необходимо указать на то, что религиозные реформы Эхнатона вызвали как оппозиционные настроения внутри страны, так и кризисные ситуации при реализации внешней политики. Постепенно стали отпадать азиатские и ближневосточные владения Египта, а недовольное жречество, отвергнутое фараоном, начало формировать силы для легальной и нелегальной борьбы с ним. В результате всех этих усилий жрецам и знати удалось «перетянуть» на свою сторону средние слои населения, которые вначале поддерживали фараона. В свое время, расправляясь с их помощью со своими прежними противниками, Эхнатон ничем существенным не сумел вознаградить своих союзников. Нельзя, видимо, недооценивать и значение идеологического фактора. Народ за многие столетия привык к своим традиционным богам, верил в них, и, конечно, никакие декреты, административные и прочие принудительные меры не могли изменить их общественного сознания, привычную и простую религию предков. Эхнатона даже стали называть прозвищем «Враг из Ахетатона», которым летописцы обозначали фараона в свитках после его смерти, не желая произносить «запретное» имя. В результате этих процессов реформатор вместе со своим ближайшим окружением оказался в относительной изоляции и был вынужден прибегать к помощи платных наемников, чего никто из египетских царей до него не делал.

Продолжение следует.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам