Организаторская работа было на высоком уровне. Мне тоже в 1957 году, в конце лета и начале осени, удалось побывать на целине. Учился я тогда в Махачкале в механическом техникуме, и мы 17-18-летние студенты 3-4-х курсов (1-2-е курсы не брали), еще совсем молодые, по путевкам комсомола поехали на целину. Много было молодежи, целый вагонный состав. Были в нем и студенты вузов, и молодежь с заводов. Ехали мы в телятниках, в товарных вагонах и было очень весело: молодежь ведь, гитара, песни, танцы и т.д.
Приехали мы в казахские степи, на север этой республики, куда доходила железная дорога, а дальше – на грузовых машинах, в кузове по целинным совхозам. Ночевали в вагончике, а затем на сене в палатке. По ночам было очень холодно, днем жарко. Климат – континентальный. Даже начали строить жилье из пластов слежавшейся земли. Затем в нашей бригаде шла уборка хлеба. Тогда, в
1957 году, урожай был хороший. Нас потом перевезли опять-таки в кузовах грузовых машин в совхоз им. О. Кошевого Кустанайской области. Я лично работал на току с семью студентами, с которыми учился в техникуме. На ток с полей зерна привозили очень много, работы хватало. Мы перелопачивали зерно, иначе оно «горело» и пропадало его очень много. Иногда мы падали на току и засыпали прямо на зерне. Главный агроном совхоза очень просил нас хорошо работать. Помню, мы жили в общежитии и столовая находилась неподалеку.
Зимой было очень тяжело, так как дороги были плохие и продуктовое снабжение часто давало сбои. Было безлюдно и от нечего делать мы выпивали в комнатах, ведь работы зимой было мало. В тот год зерна на току было очень много, оно «горело» и нижние его слои портились, ведь если его не перелопачивать, не поднимать вверх, оно превращается в кашу. Нам рассказывали те, кто там жил, что в прошлую зиму, например, из-за бездорожья они сидели без хлеба, а в совхозе «Молодежный», что находился рядом, через речку Кара-Мурза, была дорога и хлеба было предостаточно. Переправа через эту речку была интересная. Лодка, которая может взять человек 5-6, проволока толстая, перекинутая через реку: тяни за проволоку и лодка плывет. Я и один иногда приезжал таким образом в совхоз «Молодежный», где был хороший промтоварный магазин, в котором порой попадались вещи, что и в тогдашней Махачкале не найдешь. На целине зарплату нам платили 2500 тысяч рублей и это были дореформенные
1961 года деньги. (Это были три зарплаты моей мамы, которая работала учительницей в одной из махачкалинских школ).
Через определенное время мы организованно были доставлены на вокзал ближайшей станции и нас отправили на пассажирском поезде (плацкартном) домой. Помню, поезд этот был снят с маршрута «Москва – Баку» и проводники говорили: «Нам приказали за вами ехать, молодежь!».
Урожай в 1957 году был хороший, нам дали еще и грамоты «За освоение целины» и оказали материальную помощь.
Но надо сказать, что в конце этой «битвы за урожай», несмотря на то, что она завершилась успешно, было много пьянства. В магазине директор совхоза им. О. Кошевого приказал даже не давать спиртное без его письменного разрешения или справки из администрации. Вообще, чтобы поехать на целину, нужно было пройти «кадровый отбор», ведь там работали и заключенные, и даже политические. Целина для некоторых заключенных приравнивалась к зоне, где жить им можно было, как на поселении. К примеру, один парень из Ростова рассказывал мне, что его вызвали к парторгу и сказали: «Иван, или езжай на целину, или посадим тебя за твои прегрешения перед законом». Но среди целинников были в основном, конечно, комсомольцы – патриоты и просто энтузиасты.
Тогда, в 1957 году, Дагестан послал на целину целый поезд. Мы ехали туда и по зову сердца, как тогда говорили, и чтобы подзаработать. Дагестанцы, как и представители других регионов СССР, не отставали от других и осваивали эти заброшенные земли как могли. Решение партии, тогда было всесильно.
Когда мы возвращались домой, помню в поезде услышали сообщение о запуске 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли. Вот было радости!