Эти два важнейших субъекта России имеют уникальные природно-климатические и экономические условия для интеграции, кооперации, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества, в целях ускорения социально-экономического развития и улучшения условий жизни и благосостояния их народов. Богатые ресурсы развития: энергетика, промышленность и сельское хозяйство, леса и море, горы и долины, культура и традиции и самое главное – интеллектуальный потенциал, гостеприимный, дружественный, трудолюбивый народ Сибири и Дагестана – это основа для сотрудничества. Тем более в течение всего
XX века многие известные люди Дагестана и Кавказа вносили большой вклад в экономическое и политическое развитие Сибири и, в частности, Иркутской области. Вспомним хотя бы Нестора Каландрашвилли, который отдал жизнь в ходе завоеваний идей Октябрьской революции в Иркутской области.
В ходе встречи в Дагестане Сергей Ерошенко отмечал, что в настоящее время более двух тысяч дагестанцев успешно работают на ответственных постах в Иркутской области. Известно, что тысячи комсомольцев-добровольцев работали на строительстве Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС, на БАМе и других крупных стройках, в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в науке и т.д. В связи с этим мне хотелось рассказать о четырех поколениях наших предков, которые кто принудительно, а кто добровольно участвовали в крупных стройках Сибири.
Еще в первой половине прошлого века в условиях репрессий 30-х годов был раскулачен и выслан в Иркутскую область наш дедушка Мансур Ухумаевич Гаджиев. Он добровольно отдал свои земли и скот в колхоз и сам являлся активистом колхозного движения, даже избирался заместителем председателя Тантаринского сельского совета Гумбетовского района, но по доносу недоброжелателей был выслан в Сибирь и работал на восстановлении узкоколейки вокруг Байкала и на строительстве Восточно-Сибирской железной дороги. Это были довоенные годы, а в начале Отечественной войны в июне 1941 года он был, как и многие заключенные, направлен на передовой фронт и вскоре пропал без вести.
Интересен тот факт, что его сын Магомед Гаджиевич Мансуров, 1913 г. рождения (в этом году ему бы исполнилось 100 лет), также был призван на фронт в 1941 году, воевал на переднем крае обороны Кавказа, раненый остался на поле боя, был взят в плен и отправлен в Германию. До 1945 года находился в немецких тюрьмах для военнопленных, но после победы в 1946 году был осужден военным трибуналом и выслан в Сибирь. Работал на лесозаготовках в пос. Киста Таштопольского района Кемеровской области. Вернулся в Дагестан в
1956 году. Это два примера принудительной работы.
Третье поколение – это сын Магомеда Мансурова и мой родной брат Магомедов Магомедмансур 1957 года рождения в 1974 году после окончания средней школы добровольно приехал в Иркутск, работал на заводе карданных валов токарем, являлся передовым работником и в составе комсомольско-молодежной делегации был направлен в Германию по обмену опытом. А после службы в армии в ВДВ поступил на юридический факультет Иркутского Госуниверситета. После окончания университета вот уже
30 лет работает в судебных органах Иркутской области в Тайшете, Железногорске, в настоящее время является заместителем председателя Свердловского районного суда г. Иркутска. Его жена, Елена Магомедова, около 20 лет возглавляет фонд Комитета имущества Иркутской области. Является известным, крупным специалистом в области имущественных отношений, имеет два высших образования: экономическое и юридическое.
А представитель четвертого поколения нашего рода Сергей Магомедов в 1983 г. окончил агрономический факультет Иркутского сельхозинститута. После института по направлению работал агрономом одного из передовых колхозов тех времен «Путь к коммунизму» Нижнеудинского района Иркутской области. Через год был избран вторым секретарем райкома комсомола, затем направлен на учебу в Москву в ВКШ, а после направлен в Приморский край. Работал на руководящих должностях: первым секретарем Тернейского райкома ВЛКСМ, начальником управления АПК, замглавы администрации района. В настоящее время является начальником федеральной службы по контролю за рыбными ресурсами.
Дочь Сергея Магомедова Ольга в этом году окончила
11-й класс школы одаренных детей во Владивостоке с золотой медалью. Четыре года назад газета «Махачкалинские известия» написала о том, что среди
200 тыс. российских школьников со всей страны в 2007-2008 гг.
на Всероссийском конкурсе «Лучший урок письма» в номинации «Почему мир нуждается в терпимости» она заняла 1-е место, получила диплом лауреата и ценный подарок. В 2012-2013 гг. в телевизионном конкурсе «Умницы и умники» на ОРТ Ольга досрочно вышла в финал, победила и была зачислена на факультет международного права Московского государственного института международных отношений.
В 2012 г. в г. Махачкале издана ее книга рассказов «Истории из жизни», где она описывает быт, мысли и чувства современной молодежи.
Это пример из жизни одного тухума дагестанцев, которые вносили и вносят большой вклад в социально-экономическое развитие России, Сибири и в частности Иркутской области. Таких примеров тысячи, где многие дагестанцы-специалисты трудятся в строительстве, сельском хозяйстве промышленности, образовании, здравоохранении, науке, культуре и т.д. И меня не только как ученого и человека, который около 30 лет работал на ответственных, руководящих должностях в России и в частности в Иркутской области, очень волнует и беспокоит, когда в средствах массовой информации, особенно по различным центральным телевизионным каналам, постоянно и круглосуточно твердят и показывают одни отрицательные примеры: теракты, убийства, грабежи и прочее насилие со стороны «лиц кавказской национальности», в том числе и дагестанцев. А ведь положительных примеров в сотни, тысячи раз больше, чем отрицательных. Почему-то о них не показывают и не рассказывают. Это, конечно, связано прежде всего с теми негативными политическими процессами, которые происходили в нашем обществе под лозунгами демократических реформ. Тогда были ликвидированы предприятия промышленности, строительства, транспорта АПК, ВПК, распущены колхозы и совхозы, распродали все, что создали наши предки, не только производительный потенциал и материальные ресурсы, но и природные ресурсы: недра, земли, леса и все национальное богатство страны. В связи с этим образовалась большая армия безработных, особенно среди молодежи. Из-за отсутствия целенаправленной кадровой политики: подготовка, воспитание, расстановка кадров, не только молодежь, но и многие ответственные работники министерств и ведомств были вынуждены уехать за пределы Дагестана. Уезжали лучшие из лучших, высокопрофессиональные подготовленные специалисты. На их место назначали менее профессиональных, слабо подготовленных, по знакомству, по клановой системе, по родству и просто за деньги.
Слава Всевышнему этому приходит конец. Благие перемены связаны с именем врио Президента Дагестана Рамазана Абдулатипова. Его первые шаги: развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест за счет развития реального сектора экономики, беспощадная борьба с коррупцией, взяточничеством, чистота и порядок в нашем общем доме – Дагестане и, конечно, целенаправленная работа по укреплению кадровой политики. Для объективности приведу несколько примеров: Абусупьян Хархаров, Алексей Гасанов, Танка Ибрагимов, Рамазан Шахнавазов, Ширухан Гаджимурадов и многие другие высокопрофессиональные, квалифицированные кадры, грамотные, подготовленные и самое главное, честные и чистоплотные кадровые пополнения.
Установление и развитие экономических связей и сотрудничество с различными регионами России по инициативе врио Президента Дагестана
Р.Г. Абдулатипова – это тоже одно из важных направлений его деятельности. Договор сотрудничества – первый шаг врио Президента. А движение дальше – это дело уже правительства, министерств, ведомств, отраслей производства, городов и районов, а также самих предприятий. Могут сотрудничать не только исполнительные органы, но и законодательные. Так, например Махачкала могла бы сотрудничать с Иркутском, там есть одноименные районы Кировский и Ленинский, предприятия промышленности могли бы между собой сотрудничать на основе договоров.
Такое сотрудничество очень активно развивалось в нашей стране до 1991 года.
Еще в 80-е годы я работал начальником межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции управления сельского хозяйства Иркутского облисполкома. Мы организовали новые предприятия, например, Хертойское межхозяйственное объединение по производству кормов многолетних трав. Это предприятие заключило договор о сотрудничестве с Махачкалинским совхозом декоративных растений, поставляя друг другу взаимовыгодную продукцию. С разрушением страны разрушились и экономические связи.
В настоящее время возникла крайняя необходимость сотрудничества не только регионов, но и предприятий, городов и районов, в целях их ускоренного социально-экономического развития, и, конечно, на наш взгляд, архиважно для управления этими процессами создать представительства Дагестана в регионах и наоборот, в частности, представительство Иркутской области в Дагестане.