WORLD
Идея, пришедшая в голову английскому музыканту Питеру Гэбриэлу, осуществилась в
1982 году в небольшом сельском городке на юго-западе Англии – Санбури. За тридцать лет существования Фестиваль мировой музыки, искусств и танца (World of Music, Arts and Dance) обошел все континенты земного шара. В Россию эти ритмы доносились не только издалека, но и из соседних государств – из Эстонии и Турции. Российские музыканты, участвовавшие в этом международном фестивале, привозили свои впечатления, а знаменитая группа «Терем-Квартет» из Санкт-Петербурга выступала даже на одной сцене с создателем фестиваля и по его просьбе записала диск. Питера Гэбриэла пытались пригласить и на нынешний WOMAD, проходивший 21-22 сентября в кавказском городе Пятигорске, но он уже не принимает участия в своем повзрослевшем и обретшем самостоятельность детище. Фестиваль вышел не только за рамки страны-прародительницы и Европы, но и расширил стилевые направления. WOMAD называют фестивалем авангардной музыки, которая «помнит» о корнях. Фьюжн, сплавляющий этническую музыку, рок, соул, джаз, фанк, фолк, поп, регги, хип-хоп, R&B и другие жанровые направления, позволяет по-новому взглянуть на традиционную музыку.
Выступление музыкантов на открытом воздухе (в отличие от французского plein air – пленэ́р – на фестивале, организованном англичанином, используется open air) усиливает экспрессию и эффект импровизации.
С трудом утверждавшиеся в нашей стране в советское время музыкальные жанры два дня во весь голос звучали в излюбленном с прошлого века месте отдыха Пятигорска – на Комсомольской поляне под горой Машук. Решение провести WOMAD-Russia на Северном Кавказе объясняется стремлением вернуть этому региону России доброе имя. На пресс-конференциях, прошедших в столицах северокавказских республик, в том числе и в Махачкале, один из организаторов фестиваля – генеральный директор фонда «Посети Кавказ» Андрей Катаев повторял: «Средства массовой информации зачастую искажают представления о Северном Кавказе. Уверены, WOMAD-Russia сыграет важную роль в формировании позитивного имиджа этого региона и познакомит зрителей фестиваля с Россией – страной богатого культурного наследия и народных традиций».
По одному только перечислению участников можно представить масштаб этого фестиваля, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший международный музыкальный форум.
MUSIC
Когда прошлое и будущее музыки объединяются в настоящем, она не может оставить равнодушным никого. Поэтому два фестивальных дня завораживали не только тем, что происходило на сценах, но и еще шире вокруг них.
Начавшись с аккордов на чеченских народных инструментах и энергичных па в исполнении детского ансамбля песни и танца «Даймохк», фестиваль, сменяя одну сцену за другой, протекал в рассчитанном организаторами четком русле. Музыкальные импровизации на известной в Египте с фараоновских времен лире явили зрителям народный коллектив, развивавший традиционный стиль El Tanbura («Эль Танбура»).
Загадочные голоса вокалисток из якутской группы «Айархаан», бурятской певицы Намгар Лхасарановой, мордовской группы Oyme («Душа») и солистов прославленного тувинского квартета «Хуун Хуур Ту», представлявшего горловое пение на многих международных фестивалях, вплетали в музыкальное полотно фестиваля таинственность. Хомуз настолько естественно импровизировал и воссоздавал звуки природы, что белочки, обитающие в окрестных лесах, спускались удостовериться в источнике знакомых звуков: шум листвы и ручейков, пение птиц и голоса животных.
Поющий в суфийском жанре «каввали», которому более семи веков, Азиф Али Хан назвал зрителя пятигорского фестиваля лучшей в мире аудиторией. А публика как бы взмывала на многоструйной упоительной музыкальной волне.
Европа и Латинская Америка переплелись в фьюжн-музыке барселонской группы Muyayo Rif (Муйайо Риф). Брюссель и Богота объединились в коллективе La Chiva Gantiva («Ла Чива Гантива»), созданном англичанином. Традиционные инструменты стран Карибского бассейна в сочетании с ударными, гитарой, кларнетом и саксофоном создавали невообразимый музыкальный микс, воспламенявший публику. Куба и Ямайка сплавились в одной лондонской группе Sca Cubano (Ска Кубано).
Зритель на WOMAD-Russia в Пятигорске будто листал энциклопедию мировых народных инструментов. Перкуссионисты выбивали из различных ударных инструментов невероятные ноты. Всеафриканская звезда из Франции Доби Гнаор завораживала ритмичным звучанием негритянских инструментов, песен и танцев.
Российские исполнительницы этнической музыки Инна Желанная и Пелагея добавляли в общую экспрессию глубину русской фолк-музыки.
Как всякий международный фестиваль WOMAD-Russia стал площадкой для языкового обмена.
Посетившие фестиваль в день открытия Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, руководители субъектов СКФО и мэр города Пятигорска Лев Травнев стали свидетелями нового культурно-исторического факта.
Полсотни музыкальных коллективов, участвовавших в этно-музыкальном мега-празднике, от самого большого ставропольского «Некрасовские казаки» в 120 человек до армянского дудукиста Дживана Гаспаряна со своим небольшим ансамблем и слепой исполнительницы португальской фаду Доны Розы, убедили в том, что любому народу, в какой бы части земного шара он ни жил, присуща душевная широта и тяга к прекрасному.
ARTS
Прекрасное, сотворенное руками мастеров из северокавказских и других республик России, предстало в палатках «Деревни ремесел», которая стала традиционной частью фестиваля музыки, искусств и танца.
Рушники и цветочные арки перекликались с орнаментом. Сушеные ягоды и соленые грибы с Севера здесь сошлись с колоритными южными фруктами. Фигуры из камня из Карачаево-Черкесии как будто бы подмигивали многочисленным семействам матрешек и некрасовским куклам из Новокумска.
Валенки и изысканная оригинальная обувь дагестанского мастера Ризвана Магомедова, кожаные домики и изделия из термопластика, плетеные пояса и украшения в технике макраме, мягкие подушки-сувениры и чеканка – все это можно было не только увидеть, но и поучаствовать в их изготовлении. В руках новичка звенел металл кольчуг и расцветали свежие разноцветные клумбы.
В одной из двух действующих мастерских под началом мастера из Балхара рождались новые глиняные игрушки, а с гончарного круга сходили свежеслепленные горшки. Балхарские кувшины и унцукульские изделия из дерева чинно выстроились в демонстративные ряды. Гости Северного Кавказа выбирали на память о фестивале сувениры.
Традиционные наряды российских народов вобрали все краски из палитры художников, которые на площадке «Детский городок» разрисовывали лица детей, превращая их в забавных зверюшек.
На другой традиционной для этого фестиваля площадке «Вкусы мира» кулинарный мастер-класс вели артисты из «Sca Cubano», «La Chiva Gantiva», «El Tanbura» и Доби Гнаор. На фуд-корте на глазах у зрителей рождались традиционные блюда народов мира. Здесь же можно было поучиться танцам разных народов у Шона Кути из Нигерии, фолк-группы «Слобода» и других участников фестиваля.
DANCE
Хореография на сценах прежде всего была представлена северокавказскими коллективами. Молодой детский ансамбль «Ридада» из Карачаево-Черкесии исполнил адыгский, абхазский, черкесский и другие горские танцы.
Лауреат многих всероссийских и международных фестивалей и конкурсов Государственный ансамбль народного танца «Ингушетия», которому в этом году исполнилось двадцать лет, представил зрителю старинные ингушские танцы и обряды.
– Кавказ мне понравился больше всего, – переходило из уст в уста после выступлений артистов Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края и других коллективов СКФО.
Это мнение получило восклицательный знак, когда на главную сцену фестиваля вышли танцоры северокавказского хореографического коллектива с 55-летней историей – Государственный ансамбль танца «Лезгинка», представлявший танцы народов Дагестана даже в тех странах, куда еще не дошел самый массовый фестиваль WOMAD. Три композиции в исполнении «Лезгинки» – стали апофеозом хореографического мастерства. Свой оригинальный номер с канатоходцем танцевальный коллектив решил в этот раз не демонстрировать, потому что аттракцион воздушной эквилибристики на фестиваль привезла махачкалинская цирковая студия канатоходцев «Пехлеван». В коллективе, руководимом заслуженным работником культуры Асхабали Гасановым, экстремалы выступают на канате и в дождь, и в снег, и в вихрь на различных площадках. Дождь, начавшийся под вечер первого фестивального дня, ливший всю ночь и на следующий день, не воспринимался помехой, но грязь на поле между двумя сценами, где первоначально было установлено канатное устройство, все-таки вынудил перенести выступление на сцену. Зрители международного фестиваля, глядя на канатоходцев Халила, Хадижат, Мадину, Гасана, Касума, могли себе представить дорогу горца, жившего в древние века. А шут Бегали напомнил о периоде, когда канатоходство перешло в разряд народного искусства. Обещанный заместителем начальника Управления культуры г. Махачкалы Магомедом Гамзатовым во время пресс-конференции генерального директора Фонда социальных проектов «Посети Кавказ» Андрея Катаева и арт-директора WOMAD-Russia Александра Чепарухина в Администрации города Махачкалы феномен раскрылся в новой обстановке.
Определение директора WOMAD Worldwide Криса Смита, данное пятигорскому WOMAD – «фестиваль в экстремальных условиях» испытали и артисты, и ремесленники, и зрители, скоропалительно облачившись в плащи, месившие грязь, но более всего пехлеваны из Махачкалы. Но все же «Wow» в устах Криса – это не часть аббревиатуры-названия фестиваля, а восторженная оценка российскому детищу международного форума музыки, искусств и хореографии.