Что же делать, когда ледяные батареи и не собираются обогревать застывшие стены, а на улице уже давно лежит снег? Кто во всем виноват? Куда идти, с кого спрашивать? Ответ очевиден – ТСЖ, управляющая компания, власти разного уровня. Но это все в теории, а на практике совсем по-другому. Об этом и многом другом мы решили поговорить с директором Управляющей компании №2 г. Махачкалы Аюбом Алимирзаевым.
– Наша управляющая компания функционирует уже более пяти лет, мы обслуживаем 45 домов, возведенных в середине прошлого века, которым более 60-ти лет. По договору обслуживания домов с нами также работают и некоторые ТСЖ, такие как «Уют», и другие одиночные ТСЖ. У них нет никакого оборудования, нет работников, только один председатель. Он с нами заключает договор, и мы обслуживаем эти дома.
Раньше в некоторых домах из-за течи водопроводных труб в подвалах стояла вода. Но на сегодняшний день ни в одном из домов, которые мы обслуживаем, в подвалах воды нет. Потихоньку мы меняем разводку в домах, хотим перейти на пластиковые трубы, потому что они намного практичнее, долговечнее и с ними легче работать. Я думаю, в течение ближайших трех лет мы сможем это сделать. Но при этом я хочу сказать, что очень важно понимание со стороны жителей. Без участия жильцов сегодня невозможно решить ни один вопрос в доме, поэтому все работы мы согласуем с ними.
– Какие работы вами были проведены по подготовке домов к зиме?
– Мы постепенно меняем электропроводку. В этом году мы провели ремонт кровли во многих домах. Было бы хорошо, если бы поменяли всю кровлю, но на это нужны огромные средства. Поскольку жильцы являются собственниками своих помещений, мы предлагали им приобрести только материал, а работы мы берем на себя. Ведь ни для кого не секрет, что это очень дорого. Мы даже на это идем, потому что дома очень старые, и работы, которые мы проводим по текущему ремонту, недостаточны. Совместно с работниками ОАО «Махачкалатеплоэнерго» мы обходили дома и проверяли их готовность к зиме, устраняли неполадки. В целом к подготовке мы подошли серьезно, а как мы проведем зиму, покажет время.
– Аюб Абдурашидович, как обстоят дела с платежами, вовремя жители платят за техническое обслуживание?
– К сожалению, наши люди не привыкли вовремя платить, иногда даже их вовсе не касается, что происходит в доме. У нас тариф за техническое обслуживание на данный момент 5 руб. 40 коп. за один кв.м, а с лифтами – 9 руб. 40 коп., это достаточно низкий тариф по сравнению с другими городами России и даже некоторыми городами нашей республики. Мы сейчас планируем поднять плату за техническое обслуживание, потому что на такие средства существовать практически невозможно. Но в то же время я больше чем уверен, многие платить не будут. Сегодня долги нашей УК достигают более
8 млн руб. – это долги за социальные отчисления, особо крупные долги Пенсионному фонду. Мы даже через суд стараемся решить эту проблему, но, к сожалению, все тщетно. Люди просто говорят: у нас нет таких средств, мы не можем платить. В основном платят только люди среднего достатка, это пенсионеры, учителя, то есть бюджетники. По новому законодательству все работы в доме должны проводиться за счет жильцов, это их собственность. Сюда входят замена кровли и все остальные работы. Бывает и такое, что зачастую жильцы не могут между собой договориться, когда мы хотим провести какие-то работы в доме. Один начинает говорить: давайте сделаем подвал, другой – крышу, нет никакого понимания. На собрания жильцов выходят два-три человека и все на этом, остальным не интересно.
Я хочу ко всему этому добавить, что управляющие компании должны создать накопительный фонд за счет дополнительных платежей собственников жилья, из него можно будет проводить хоть какие-то работы в домах, но опять-таки я не уверен, что люди будут платить.
– Куда идут средства, которые вы получаете за техническое обслуживание?
– У нас в штате 48 человек. Естественно, из этих средств мы выдаем им зарплату, проводим отчисления в социальные фонды. Плату за электричество подняли в два раза, каждый месяц только за внутридомовое освещение я плачу 80 тысяч рублей. Платим Горгазу за техническое обслуживание, хотя, как положено, свою работу они не выполняют. Единственная организация, которая добросовестно работает, – это ОАО «Махачкалатеплоэнерго». Как только возникают проблемы, они моментально реагируют и устраняют неполадки.
– Помимо неплатежей, с какими еще проблемами вам приходиться сталкиваться?
– У нас много ветхих домов, построенных еще в 1962 году. Некоторым из них просто необходим капитальный ремонт, это дома на ул. Гагарина, 15, 19, 21. Мы собрали подписи со всех жильцов, подготовили смету расходов и отдали куда следует. От жильцов требовалось 15% софинансирования, они были готовы на это, но до сих пор в этих домах нет никакого ремонта, хотя они находятся в плохом состоянии.
С уборкой мусора у нас тоже возникают проблемы. Жильцы до сих пор не научились выносить мусор в отведенные места, им легче выбросить его с балкона прямо на улицу. И потом эти пакеты никак не могут снять с деревьев. Дворник к 8 часам заканчивает уборку и уже ближе к обеду территория вновь полна мусора. Также нет четкого разграничения территории между Комбинатом благоустройства и нашей управляющей компанией, чтобы мы точно знали, где нам нужно следить за порядком и убирать мусор, а за какую территорию отвечают они.
Много в наших домах и квартирантов. На данный момент у нас есть такие дома, в которые я просто не могу попасть. Например, дом по ул. Гагарина, №19, квартира 58. Я сейчас не могу нормально подавать в этот дом тепло, только из-за одного человека. Просто не можем его найти, а страдают другие жильцы, они вынуждены сидеть в холодных квартирах. И таких людей много. В основном такие проблемы бывают связаны с квартирантами. Раньше, когда продавали квартиру, мы давали справку, а теперь этого нет. Мы просто не можем знать, кто на данный момент живет в той или иной квартире. Даже когда заселяются квартиранты, они должны временно регистрироваться, но никто это сейчас не контролирует. У них нет договора найма жилья, собственник квартиры не платит налоги. Нет никакого участия со стороны участковых, которые должны содействовать нам в решении таких проблем. Только своими силами контролировать это все мы не можем.
Остро стоит у нас проблема и с вырубкой деревьев. Во дворах растут огромные дубы, которые без специальной техники не вырубить. Несколько раз деревья падали на автомобили, нарушалось электроснабжение. К нам пришло письмо от УЖКХ города Махачкалы, что Решением городского Собрания г. Махачкалы обрезку деревьев мы должны взять на себя. Но мы не можем этого сделать, так как у нас нет необходимой техники. У нас даже просто нет допуска к этим работам, этим должны заниматься специально обученные люди. Или же нам предлагают другой вариант, мы должны платить тем, кто будет этим заниматься. Вырубка одного дерева стоит 15 тысяч рублей и занимается этим МУП «Горзеленхоз». Это сколько миллионов надо, что обрезать все деревья, которые расположены на нашей территории?
И такие проблемы возникают постоянно у многих ТСЖ и управляющих компаний. Хотелось бы, чтобы на эти вопросы обратили внимание.