«Героем» открытого урока стал тематический натюрморт, составленный из предметов дагестанского быта на фоне ярких драпировок и в окружении связок и гроздьев плодов. Своеобразие и необычность этого натюрморта в его конструктивной сложности, которая наблюдается в круговом обзоре (натюрморт занял добрую половину учебного помещения!). Композиционно весь натюрморт состоит из нескольких небольших, близких по характеру и задаче натюрмортов. В этом, во-первых, кроется тщательно продуманная и методически обоснованная творческая цель задания: с помощью зарисовок целого выбрать удачный фрагмент и продолжить работу над ним. И, во-вторых: становится понятной идея задания – перекличка пространств и пересечение плоскостей, созвучие ракурсов и точек зрения – вот почему «Эхо»!
К открытому уроку преподаватель подготовилась со всей ответственностью. Такая форма занятия, как открытый урок или мастер-класс, в художественной школе не редкость и проводится регулярно. Присутствие гостей и зрителей – дело обычное и совсем не смущает юных художников. Сегодня строгими зрителями были директор школы Гюльнара Мамашева, преподаватели и родители учащихся. Для учеников были приготовлены рисовальные принадлежности: уголь, сангина, соус, карандаши, методические пособия в виде собственных рисунков педагога, мольберты с листами ватмана, тонированными в цвета природы, как бы состаренными – здесь скрыто еще одно значение названия урока «Эхо» как отзвук старины, затаившийся в предметах старинной горской утвари.
Во вступлении к уроку Нина Васильевна еще раз напомнила, что «рисунок является основой всего изобразительного искусства» и отметила важность мыслительного процесса для художника: «Только художнику понятна первая мысль будущего произведения». В теоретической части, которая заняла добрую половину времени, отведенного на урок, были затронуты очень важные для начинающего художника темы. Каждое высказывание преподавателя несло в себе такой глубокий смысл, что могло бы стать правилом на всю жизнь. «Художник рисует весь мир, а начинается все с одной волшебной линии его карандаша», – говорит Нина Васильевна.
Преподаватель вела урок образным, живым и понятным языком. Ее необычное объяснение термина «точка зрения», как «связки лучиков», на примере солнечных лучей отозвалось пониманием в каждом из присутствующих на уроке, маленьких и взрослых. Поиск «точки зрения», точная постановка глаза остаются самыми важными для художника на всю его жизнь. А есть еще такие понятия, как «уровень зрения», «горизонтальная плоскость», «масштаб», «компоновка». Лучше всего это можно объяснить именно на натюрморте, на неподвижной натуре. Предметы натюрморта для Нины Васильевны – «живут» в листе бумаги; карандаш может «кричать», а может «говорить шепотом». Здесь, в листе, живет главный герой натюрморта, он всегда большего, чем другие предметы, размера. Да и остальные предметы не просто компонуются, а расселяются по листу, как соседи или друзья, с учетом отношения как к листу бумаги и к главному герою, так и друг к другу.
Первые четыре из шестнадцати часов, отведенных на всё задание, прошли незаметно. После теоретической части, проведенной на высочайшем уровне преподавательского мастерства, вдохновленные ученики приступили к части практической. В классе теперь надолго поселится творческий процесс, где каждый ученик будет занят своим натюрмортом, своим листом бумаги.
По правилам открытого урока все рисунки учащихся будут строго проанализированы. Но эта часть задания еще далеко впереди.