Возможно, я общаюсь не с теми людьми, бываю не в тех местах, не гуляю по городу в спортивных штанах, заправленных в белые носки, не грызу семечки на Родопском бульваре, не разговариваю по телефону громко и на родном языке, сидя в маршрутке. Но дело не во мне.
Я бы очень удивилась, если бы услышала, что махачкалинец кому-то говорит: «Понаехали тут», потому что практически все жители современной Махачкалы когда-то откуда-то сюда понаехали: кто-то сам приехал, у кого-то родители приехали, у кого-то дедушки-бабушки. Коренные махачкалинцы – это жители старого Порт-Петровска, который остался только на фотографиях и в чьей-то ностальгии. Современная Махачкала – это большой плавильный котел, который принимает в себя всех: приезжих, коренных, временно проживающих. Возможно, многие сожалеют, что Махачкала уже не та, что теперь это не тот милый, уютный городок, а «разросшееся село» с «горским» населением. Но только потому, что в Махачкалу приезжают, хотят здесь жить, она сегодня не унылый провинциальный город с двухэтажными домами и просторными тротуарами, а большой, развивающийся город. Да, с перегруженными улицами, мусором, пробками, многочисленными рынками, разросшимся частным сектором, но все же развивающийся.
Сейчас все чаще слышны разговоры, что вот спустились с гор, вести себя не умеют, везде сорят, живут в городе по своим горским законам. Давайте начнем их приобщать к городской культуре, научим быть горожанами… Мне кажется это оскорбительным. Я не думаю, что махачкалинская прописка – показатель хорошего воспитания и высокой культуры человека. Упрекать приезжих в том, что они в своих селах ведут себя хорошо, а приезжая в Махачкалу – плохо, – это все равно, что рассуждать на тему: бытие определяет сознание или сознание – бытие. Это бесконечная тема, общего знаменателя в которой мы так и не найдем.
Мне вообще очень сложно назвать какое-то определенное место своей родиной. Родилась и пошла в школу в Ставропольском крае, выросла в Кизляре, сейчас живу в Махачкале. Где моя родина? Я не знаю. Но, как дома, я чувствую себя только здесь. Сейчас – это мой дом. Таким же домом этот город стал для многих. Я люблю этот город, потому что Махачкала толерантна, и сегодня это главное ее достоинство.