Леолетта ГУБИНА, экскурсовод
– В конце XIX века город занимал площадь в 2, 5 квадратные версты (около 3 кв. км). Улицы Порт-Петровска, основанного указом Александра II на месте Петровского укрепления 24 октября 1857 года, освещались 220 керосиновыми фонарями. Мощение улиц только начиналось, тротуары были редкостью. Всего в городе насчитывалось 16 улиц. Крайней была современная Ермошкина. Причем улицы, как правило, соответствовали своим названиям: Грязная, Степная, Тюремная, Косая, Глухая, Озерная.
Одной из центральных считалась улица Барятинского – нынешняя Буйнакского. Здесь располагалось множество пивнушек (30, в то время как всего в городе их было 57), поэтому улица была грязной и неухоженной. Зато в советские времена про нее говорили: «если хочешь кого-то встретить, иди на Буйнакского». На месте нынешнего кинотеатра «Дружба» располагался кинотеатр «Шарик» (позже переименованный в «Темп»), здесь показывали первое игровое (тогда еще немое) кино. В помещении современного Союза писателей находилась недорогая гостиница на 20-25 мест.
А рядом с ней в 40-е годы ХХ века был открыт Кукольный театр. Единственная в городе аптека также находилась здесь. Там, где сейчас стоит Кумыкский театр, был солевой склад, напротив него – «еврейский» базар, под ним – богатые винные подвалы азербайджанского торговца Ибрагимбека. Улица Барятинского вообще славилась многообразием торговых лавок. Здесь продавали самые роскошные ювелирные украшения. В 30-х годах на месте базара построили гостиницу «Дагестан» (рядом с ней стояла высоченная пальма – тоже достопримечательность города) и Городской театр. В здании филармонии в конце XIX века были конюшни, а рядом с ними – еще одна гостиница, из красного кирпича. Недалеко от того места, где сейчас Аварский театр (он был построен в 1970 году), раньше стояла церковь Николая Чудотворца. А территорию Родопского бульвара занимал базар. После революции торговые лавки разрушили, а на их месте разбили парк.
На вокзале всегда было столпотворение. В ожидании поездов люди бегали отовариваться в местные лавки или слушали песни местных артистов, выступающих на перроне. Вокзал окружал небольшой сквер с аллеями и лавочками. А на здании, где сейчас располагается транспортная милиция, висели огромные часы. Водонапорная башня рядом с привокзальным рынком, сохранившаяся еще с тех времен, свидетельство постоянной борьбы горожан с нехваткой воды: когда Порт-Петровск начал разрастаться, жители уже не могли обходиться двумя родниками: таркинским и городским. И по всему городу установили водонапорные башни и колонки. И лишь в 1922-1923 гг. к Махачкале подвели канал им. Октябрьской революции. В строительстве, за которое республика получила орден Трудового Красного Знамени, участвовали все. Канал рыли кирками и лопатами, землю вывозили в корзинах, погруженных на ослов. За два лета дагестанцы проложили путь воде длиною в 75 километров.
Места, где стояли колонки (на Базарной улице, Инженерной, Шеболдаева), были самые людные. Здесь встречались соседи, друзья, знакомые. А еще воду в Порт-Петровск привозили в бочках и продавали по 1 копейке за ведро. Водонапорную башню у железной дороги построили не случайно. Без воды движение поездов остановилось бы, ведь в то время тягловой силой выступали паровозы. От башни к колонке протягивали огромный соединительный брезентовый рукав и перекачивали воду, которую потом использовали рабочие.
Гостиниц и базарчиков в Порт-Петровске было очень много, как и торговцев, приезжавших в город на поездах и кораблях. Жители Петровска предпочитали селиться по этническому принципу, и названия улицам давались соответствующие. Вот и Дахадаева, населенная в те годы армянами, называлась Армянской. Здесь были в основном закрытые маленькие дворики и дома. А на углу Дахадаева и Маркова (в здании бывшего кинотеатра «Марс») была армянская церковь. В 30-х годах здесь разместили Кукольный театр. В 40-е на его месте был уже клуб Госторговли. Выше Армянскую пересекала Персидская улица (Котрова), где жили торговцы-персы. Отсюда на праздник шахсей-вахсей трогались процессии шиитов, хлеставших себя плетьми. Они двигались к азербайджанской мечети, стоявшей на углу Соборной улицы (Оскара). А место, где сейчас стадион «Динамо», называли Бассейной, так как там стояла большая водонапорная башня. После революции ее снесли, площадку расчистили под футбол и баскетбол. В 1936 году, наконец, построили стадион «Динамо», а в 1960-м реконструировали его.
Сейчас и Махачкала советских времен кажется далекой и незнакомой. Однако для меня старый город – это прежде всего дореволюционный Порт-Петровск, начинавшийся с порта и заканчивавшийся пустырями и болотами, таким я его узнала в 1985 году, когда стала экскурсоводом. Книги, газеты, современники рассказали мне историю каждой улицы и дома. А чему-то я была очевидцем сама… Это был 1948 год. Мы только переехали с мамой в Махачкалу, к тете. Я училась в школе №13. И вот однажды нас выгнали из классов и вывели подальше за ограду корпуса. Учителя сказали, что сейчас будут взрывать Александро-Невский собор, который стоял на площади. Я плакала и прижималась к холодным решеткам забора. Мне не хотелось верить в то, что такое красивое здание можно разрушить. И на самом деле храм даже не содрогнулся… он будто ухнул, но не упал. И тогда… его разобрали по кирпичику… И я почувствовала, что в этот момент было совершено кощунство над памятью города, оборвана какая-то нить…
Редакция просит тех, кто помнит наш город прежним, у кого сохранились семейные фотоархивы, звонить по номеру: 8-988-291-59-82 или писать на электронную почту: pressa2mi@mail.ru или mk.ksana@mail.ru.