Учительница от Бога

 Переселение с гор на кутанские земли ещё не завершилось, а школы занимались в приспособленных колхозных и совхозных зданиях. Как писал А.Сухомлинский: «Если есть учебные книги и учитель – это уже школы».

 Учебники посылали из районов по возможности, а послать хорошего учителя в кутанские школы было нелегко. Редко кто соглашался ехать на кутаны учителем. Инспектору приходилось встречаться с руководителями районов, колхозов, чтобы нормализовалось школьное дело на кутанах, докладывать министру о серьезных недостатках в прикутанских школах.

 

ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА

 По ходу проверки прикутанских школ я попал в Камышкутанскую сш Ахвахского района. Здесь оказалось солидное хозяйство переселенных трех ахвахских сел: Лологонитль, Изано, Кудиябросо. Сразу можно было подумать, сюда переселились люди из одного спаянного тухума, так они сжились вместе. Здесь обучение и воспитание было поставлено по системе А. Макаренко. В первый раз, когда я приехал в Камышкутанскую сош (ныне гимназия) в 1980 году, она приятно поразила – неужели такая школа есть на кутанских землях. Узнав, что я инспектор министерства просвещения и мои товарищи – отличные учителя, которые помогают мне проверить состояние преподавания всех предметов в этой школе, директор школы Шамсият Алиевна поручила горнистам сыграть сбор. Через три минуты вся большая школа стояла на линейке. Потом, сообщив цель нашего приезда, дети разошлись по классам. По всем предметам от всех специалистов на педсовете услышали положительные отзывы.

 Сам я посещал уроки родного языка и литературы молодой учительницы Марзигат Хангереевны. Я сразу подметил творческий подход изложения учебного материала, её умение просто доходчиво показать основу, суть изучаемого грамматического явления родного языка (несмотря на языковой барьер учащихся – ахвахцев).

 Шамсият Алиевна Алиева оказалась блестящим организатором просвещения, мудрым руководителем учительского коллектива. Собрав вокруг себя единомышленников, она стала работать по системе Макаренко. Все положительное из опыта работы с детским коллективом приняла на вооружение. И не ошиблась. К ней за опытом приходили многие руководители образовательных учреждений. Уроки её последователей стали открытыми для всех желающих – по этой части школа стала методической не только для ТУО, но и для Хасавюртовского педколледжа, и соседних школ.

Коллектив учителей Камышкутанской гимназии ни по одному предмету никогда не оставлял ни одного ученика на второй год. Случается, что ученик по какой-то причине не подготовлен к уроку, поэтому и не может выполнить задание. По методу Макаренко ученик остается в школе после уроков, с ним индивидуально работает учитель, пока он не усваивает данный программный материал. Потом с заслуженной оценкой ученик идет домой. Это закон всех учителей, закрепленный в коллективе в советский период. И теперь этот закон здесь имеет силу – железная традиция коллектива школы.

Все ученики носят образцовую школьную форму. Это также дало видимую собранность, аккуратность, положительно влияло на поведение учеников.

 

К НЕЙ ЕДУТ ЗА ОПЫТОМ

В советское время изготовляли ТСО (технические средства обучения). Они имели огромное значение. В школы планомерно поступали полнометражные художественные фильмы или отдельные части изучаемого произведения, широко использовались диафильмы для показа их в каждой средней школе, имелось соответствующее оборудование. С переходом к капитализму все это благо в школах исчезло. Вся нагрузка обеспечения наглядности на уроках легла на плечи учителей. Здесь учителя проявили все свои творческие способности.

Среди других предметов аварский язык и литература был самым обделенным наглядными пособиями. Кто как мог составлял таблицы, карточки, по газетам, журналам собирали интересные данные о писателях и поэтах.

Здесь блеснула Маргизат Алиева из Камышкутанской гимназии. Всевышний наградил её феноменальной памятью. Она быстро схватывает самую нужную, ценную информацию, сохраняет в уме, а в нужный момент – умеет воспользоваться ею.

Первым делом Марзигат Алиева по аварской грамматике на каждую тему составила таблицы: по фонетике, по лексике, по словообразованию и по морфологии и синтаксису – всего 110 таблиц. Каждая таблица проста, удобна, наглядна для демонстрации языковых явлений, правил.

Примеры подобраны точные, яркие, показывающие самую суть правил правописания, законов образования и изменения слов в аварском языке. По ним сами учащиеся легко могут делать соответствующие выводы. Они составлены очень экономно, охватывающие главную суть изучаемого правила, помогают на двух, трех примерах наглядно представить закономерности языка. Помогают с пятого по одиннадцатый класс быстро повторить пройденный материал по аварской грамматике.

По каждой теме грамматики и литературы Марзигат Алиева составила карточки. Она пользуется ими для повторения и закрепления пройденного и нового материала. На самостоятельной работе учительница раздает их ученикам: одним черного цвета, другим – голубые, а третьим – красного цвета. Красные карточки получают те, кто в последний раз все задания выполнил без ошибок, отлично; голубые получают те, кто допустил одну или две ошибки, а черные получают те, кто предыдущие задания выполнил на тройку. Теперь, выполняя новые задания, каждый старается сделать их без ошибок, на отлично. В следующий раз таким обеспечены красные карточки. Задания на всех карточках равносильные. Вот и идет среди учащихся соревнование за красную карточку, и возможность удерживать её как можно дольше, то есть находиться в отличниках. Также хитрое соревнование сильно стимулирует работу детей по повторению и углублению полученных знаний.

 Так было тогда, а сегодня, когда много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе, у неё возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Марзигат Алиева, размышляя о современном уроке родного языка, определила для себя некоторые ведущие идеи. Применяя годами накопленный дидактический материал, она составила почти для каждого класса, для каждой темы урока презентации в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио-, видеоматериалы. В своей практике она использует уроки – лекции, уроки – анализ текста, обобщающие уроки. На большом экране можно показать иллюстрации, выделив главное. Такие уроки ИКТ делают более эффективными и активизируют работу класса. Интерактивная доска – ценный инструмент в её уроках.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, уроки этой учительницы становятся более насыщенными. Так, изучая жизнь и творчество Фазу Алиевой в 7-9-х классах, по Интернету можно посмотреть фрагменты передачи о жизни и творчестве Фазу Гамзатовны, где выступает сама поэтесса. Там же, в Интернете, можно найти очень богатый видеоматериал о народном поэте Дагестана Расуле Гамзатове, Магомеде Ахмедове, Абасил Магомеде и о других.

Марзигат Хангереевна не упустила возможности тестовой проверки усвоения программного материала. Она оказалась удобной формой в обобщающих уроках в конце изучения произведений одного или двух поэтов-писателей, позволяла подвести итоги усвоения программного материала по четвертям (в 5-9 кл.), по полугодиям в 10-11-х классах.

Тесты Марзигат Алиева использует и на вечерах по родной литературе. На данный момент ею подготовлено по 120 тестов для каждого класса (2-11 кл.). Они прошли проверки в своих классах, одобрены учителями школы. Теперь готовится издать их отдельной книгой в помощь учителю. Было бы разумно издать в помощь учителю, объединив в одну книгу все таблицы, карточки и тесты по аварскому языку Марзигат Алиевой.

 А сама учительница постоянно собирает методические новинки в газетах, журналах, в отдельных изданиях. Анализирует их, отметив, что можно использовать у себя. Каждую статью нумерует и кладет в отдельную папку. По мере надобности неоднократно возвращается к этим источникам.

В самой Камышкутанской гимназии стало уже традицией проведение семинаров, открытых уроков. А Марзигат Алиева объявила каждый свой урок открытым для любого желающего видеть, как работает учительница, чем она богата. Дети уже привыкли к посетителям, работают, не обращая на них внимания.

Ежегодно к Марзигат Алиевой приезжают студенты 5-го курса Хасавюртовского педколледжа. Они внимательно осматривают кабинет и педагогическую лабораторию учительницы, заодно по договору Марзигат Хангереевна дает два показательных урока: по грамматике и литературе. Она активно выступает на семинарах, освещая свой богатый опыт обучения и воспитания детей.

 

УРОКИ АВАРСКОГО

Курсы повышения квалификации она не пропускает. «Там всегда можно узнать что-то новое», – говорит Марзигат. Чаще на этих курсах выступает в качестве лектора. Так, она читала курс лекций в Бабаюртовской зоне. Молодые учителя окрестных сел ходят к ней на уроки за опытом. И она всегда рада помочь молодым коллегам, охотно делится с ними. Еще в 80-х годах Институт педагогики имени А.А. Тахо-Годи опытной школой по аварскому языку и литературе определил Камышкутанскую среднюю школу за то, что там работала превосходный специалист по аварскому языку Марзигат Алиева. Институт педагогики в 1987 г. поручил ей апробировать новый учебник аварского языка для 6-7-х классов (автор А. Гамзатова).

 В конце учебного года Марзигат представила полный дневник работы с новым учебником. Указанные ею промахи, упущения, затруднения и около сорока дельных предложений были приняты автором и по-существу позволили заново переделать учебник, качественно его улучшив. Также Институт поручил ей написать рецензию на новый учебник аварского языка для 5-го класса 2008 г. С этим заданием Марзигат Хангереевна блестяще справилась: написала на восьми печатных листах огромную рецензию, где проанализированы не только теоретические освещения, а каждое учебное задание разобрано по кускам. Так подробно анализировать учебник может только блестящий специалист аварского языка.

Со своими учениками Марзигат Алиева побывала на малой родине классиков аварской литературы, знакомилась с прекрасным местным пейзажем. Огромное впечатление на детей произвела поездка в Цада на родину двух великих поэтов Гамзата и Расула. О своих впечатлениях дети писали сочинения. Детям очень интересно знать, где родились Чанка, Махмуд, А. Хачалов, Магомед Хуршилов и другие, увидеть своими глазами их односельчан. Едут ученики Марзигат и к живым мастерам слов, приглашают к себе в гости в Камышкутан.

Писатели и деятели культуры охотно принимают приглашения детей. Такие встречи обычно превращаются в литературные праздники. Гости читают ученикам свои новые стихи и рассказы, отвечают на вопросы. Наверное, ученики Камышкутанской гимназии никогда не забудут встречу с Расулом Гамзатовым. Какая огромная радость витала в воздухе, когда они слушали, как Расул лучше, чем артист, читал свои стихи, а сами дети пели песни на слова Гамзатова. Это был настоящий праздник литературы. Такая же была встреча и с народной поэтессой Дагестана Фазу Алиевой. Марзигат Алиева ежегодно приглашает в гости живых мастеров слов. К ним в гости приехал народный поэт Дагестана, председатель правления Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов с группой поэтов и писателей.

Ученики получают возможность общаться с поэтами, писателями, слушать их наставительные речи, новые стихи, интересные рассказы и заодно показать гостям свои познания в родной литературе.

 

ВСЕГДА НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

В ТУО ежегодно проводится конкурс на лучшего учителя родного языка и литературы. Всегда первое место занимает Марзигат Алиева. Также в первых рядах идет она и на республиканском конкурсе. Для республиканского жюри стал открытием конкурсный урок Марзигат Алиевой, который она дала в Ленинкентской школе с использованием информационных технологий. Жюри было поражено тем, что учительница прикутанской школы дает показательный урок на таком высоком уровне. В этом конкурсе она заняла 1-е место, стала «Лучшим учителем 2008 года». Как лучшую учительницу родного языка её направили в Москву на всероссийский семинар, где она тоже проявила себя.

 Её научные работы, опубликованные в научных сборниках конференции, получили высокую оценку специалистов. С первого года работы в гимназии Марзигат Алиева организовала литературный кружок «Проба пера». Туда вошли наиболее одаренные учащиеся старших и средних классов. С тех пор кружок по плану активно работает: у кружковцев есть «еженедельная стенная газета», где публикуются стихи и воспоминания после посещения малой родины известных поэтов и писателей, рассказывается о буднях жизни. Наиболее удачные из них публиковались не раз на странице «БурутI» («Козленок», газеты на аварском языке).

Сама Марзигат хорошая поэтесса, но она не любит об этом говорить. За годы существования литературного кружка детьми написано довольно много детских произведений. Они собраны в одну книгу.

Такой богатый краеведческий музей, как при Камышкутанской школе, в республике найти невозможно. Обосновала музей Шамсият Алиевна еще в 1980 году. Выделили для него отдельное здание. Руководить поставили Марзигат Хангереевну. Экспонаты собрали всем коллективом учителей, а директор музея почти все отпускные дни пропадала в селах Ахвахского района. За 30 лет существования музей расширился.

Кто бы ни посещал гимназию, обязательно заглянет в музей и будет удивлен богатством экспонатов и железным порядком работы: у каждой экспозиции стоят ученики средних и старших классов. Как хорошо заученную песню они на аварском и русском языках расскажут историю каждого экспоната, его значение для наших дней, о каких исторических событиях они рассказывают.

Директор музея постоянно готовит две группы гидов для работы по сменам, у каждого гида – помощник из средних классов. В случае чего, он может заменить основного, а когда он завершит учебу, у него тоже будет помощник. Обучение детей музейному делу, необходимость постоянно контролировать их работу – довольно сложная работа, однако жалобы или недовольства от нее никто никогда не слышал за эти 30 лет работы.

Марзигат полностью использует музей для патриотического воспитания подрастающего поколения. Некоторые уроки о войне и героизме земляков она проводит здесь, где сохранены ордена и медали и другие доказательства ратных подвигов ахвахцев.

Над музеем водрузили «Журавлиный клин», горит Вечный огонь.

Ученики Марзигат Алиевой активно участвуют в олимпиадах, в конкурсах молодых исследователей «Шаг в будущее». Естественно, занимают призовые места. Перечислять их имена нет смысла – получится слишком длинный список. Воспитанницы Марзигат Алиевы уже давно активно работают в школах Ахвахского района и в самой Камышкутанской гимназии. В их работе тоже прослеживаются формы и методы учительницы.

ТУО и Министерство образования и науки РД сразу заметили эту яркую звезду на небе просвещения, наградили её похвальными грамотами, а через 10 лет присвоили Марзигат Хангереевне почетное звание «Заслуженная учительница РД», еще через пять лет наградили нагрудным знаком «Отличник народного образования».

Все те, кто знает Алиеву Марзигат Хангереевну, удивляются: как эта женщина, имеющая семью, детей, все успевает, без устали работать и улыбаться жизни. Это потому, что она учительница от Бога!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам