Минувшая среда для Махачкалы началась бы как обычно. Если бы не нетипичное даже для нашего города оцепление с утра на пересечении улицы Ярагского и проспекта Шамиля. Военная спецтехника. Омоновцы в масках. Раздраженный водитель: «Я поеду в объезд» и не менее раздраженные пассажиры. Всем подумалось – спецоперация.
К оцепленному участку – от угла проспекта Шамиля до угла улицы Ирчи Казака – люди в форме никого не пропускали. Уж тем более – пройти внутрь. К обеду территорию открыли, и махачкалинцы с удивлением обнаружили, что снесены пункты обмена валюты. Тут же появились заголовки в лентах новостей и восторженные посты в соцсетях: «Валюток» больше нет».
Как оказалось, снесли не все «валютки», а лишь те, что были построены у стадиона «Труд». Вместе с ними «под раздачу» попали и более внушительных размеров магазины Global и «Оптика Вижн». Вместо привычного для глаза вида сидящих на стульях у раскрытых дверей валютчиков здесь открылась совершенно иная картина: «место происшествия» напоминало руины. Горы разрушенных стен, стройматериала, разбитые стекла и мебель, телевизионные «тарелки», торчащие из груд строительного мусора… Зарядные устройства, валяющиеся по дороге к «руинам». Кое-где на дороге – аккуратно вынесенные шкафы и уцелевшие двери. «Неужели снесли вместе со всем имуществом?».
Мурад, хозяин теперь уже бывшего ломбарда «777», немного растерянный, рассказывает, что о предстоящем сносе «валюток» они все давно знали. Еще год назад. Но никак к этому не готовились и не собирались съезжать. – То есть вас предупредили, но вы все равно не закрывали свои «валютки»? Почему? «Деньги хотели», – вмешался какой-то молодой человек. Мурад признает, что снос – это законно: – «Валютки»… Это все было незаконно. Ни одного документа у нас не было. Нам говорили год назад, но мы до последнего момента не убирали. – Думали, что все-таки вас тут оставят? – Да. – Перед сносом вас не предупредили, чтоб вы забрали вещи? – Нет. – Кто-то как-то откуда-то узнал ночью. Приехали. Собрали свои вещи. Вещи вынесли не все. В магазине Global осталась половина вещей. Лично у меня не было ущерба. Только помещение пустое осталось. Все остальное вынесли.
Интересовались у других молодых людей, работавших на «валютках»: «А вы согласны со сносом?» – Да, да… – А почему других не снесли? Как нам сказал Мурад, остальных будут сносить завтра. Пошли к тем, кто еще работает. Там «жизнь» продолжалась. – Девушки, продаем? Покупаем? – Телефоны не нужны? У двери одной из «валюток» стоял мужчина. – Вас тоже завтра сносят? – Не-е-е-т. Кто вам сказал? У нас же все законно. С «зеленками». А там… стадион же строится. Поэтому убрали. Котлован вырыли еще год назад. Будут теперь строить. – А что за здание там будет? Вы не в курсе? – Офисное здание. А вот видите, вот это здание за забором? (долгострой на углу Ярагского и Ирчи Казака. – Прим. авт.). Кто-то хотел строиться. Стройку приостановили. Забрали. А за поворотом уже магазины построили. Где-то ломают, а где-то строят. Почему? На каком основании?»
Как нам рассказал хозяин еще одной «валютки», при и.о. главы города Муртазали Рабаданове им предлагали место на ул. Венгерских бойцов. Потом оказалось, что у этой земли есть хозяин. Новый мэр пока ничего «взамен» не предлагал. Видя, что человек расстроен, хоть его «бизнес» все еще стоит, спрашиваем: – А вам жалко своих соседей? Или рады, что конкурентов меньше стало? – Нет. Наоборот. Чем больше рынок, тем лучше. Зря они снесли. Пока они на этом месте здание построят, года 2-3 пройдет. Оставили б хотя бы на это время. И вообще возле стадиона «Динамо» тоже ведь коммерческие магазины есть. И никому они не мешают.
К концу дня по «руинам» уже вовсю лазили подростки в поисках «добычи». То ли надеясь обнаружить там мобильные телефоны, то ли в поисках металла… По дороге, с которой сняли оцепление, уже начал ходить общественный транспорт. На удивленный вопрос пассажирки: «Ва! Снесли что ли?!», водитель недовольно пробормотал: «Да. Давно пора было». Остальные строили предположения и выдвигали версии: что там будет вместо «валюток»? Кто-то посчитал, что теннисный корт… Кто-то – что, наверно, новые магазины.
По словам директора стадиона «Труд» Насыра Магомедова, на месте снесенных «валюток» будет построена гостиница для спортсменов, приезжающих на соревнования в республику. Это, с одной стороны. А с другой – волейбольный зал или зал для борьбы. Как подчеркнул директор стадиона, с исковым заявлением в суд по сносу незаконных построек на территории, прилегающей к стадиону, обращался не дагестанский Минспорт, а федеральное министерство.
Как отмечает начальник Отдела строительного контроля администрации г. Махачкалы Магомед Азизов, задолго до сноса хозяева «валюток» были извещены о том, что 25 июня будет снос. Объявления об этом были расклеены на каждой двери. И перед самым сносом, когда уже подъехала техника, они попросили дать им два часа, чтобы вынести имущество. Время им было дано.
За комментарием мы обратились к начальнику Управления архитектурно-строительного надзора г. Махачкалы Ибрагиму Ибрагимову. Будут ли все-таки снесены оставшиеся «валютки» или нет – такую постановку вопроса он считает немного провокационной: «То, что снесли, – снесли по решению суда. Это и Минспорта, и люди, которые обратились с иском. Суд их иск удовлетворил. Все «валютки», подпадавшие под территорию стадиона «Труд», снесены. А облик нашего города украшают эти строения? Сегодня перед администрацией города стоит задача привести архитектурный облик города в надлежащий вид. Это все-таки столица. И тут есть свои требования в эстетическом и градостроительном плане… Будут ли снесены остальные «валютки»… Как-то будем рассматривать. Чьи-то интересы там задеваются. Поэтому будем изучать документы, будем смотреть. Естественно, в дальнейшем примем какие-то меры. В таком виде, как они есть, на мой взгляд, они не должны оставаться».