Собственно, к такому решению власти пришли не в одночасье. Проблема «выноса» зрела из года в год. Главной причиной называют транспортный коллапс. Вот из-за чего и планируется вывести 17 рынков за черту города. Но торговцы поговаривают, что не менее серьезной проблемой является постановка всех предпринимателей на налоговый учет. Некоторые добавляют, что и земельный вопрос не последний в этой очереди.
«Перенос рынков – насущная проблема, связанная с транспортным коллапсом, разгрузкой транспортных пробок в центре города, – комментирует помощник Главы города Махачкалы Амирали Амирханов. – Фактически перенос двух рынков – Цумадинского и рынка по ул. Ирчи Казака, где более 5 тысяч контейнеров, равносилен строительству двух эстакад, что обошлось республике в несколько миллиардов рублей. Кроме того, перенос рынков позволит упорядочить деятельность самих предпринимателей. Да и в больших городах торговые центры располагаются не в центре, а на окраинах. В Москве «Ашан», например. Махачкалинские рынки тоже перенесут на Красный рынок в Ленинкент, потому что это окраина города, и там проходит федеральная трасса. Идеальная логистика. Там планируется 14-километровая трасса, соединяющая астраханскую трассу с федеральной «Ростов – Баку». Эта трасса будет как раз проходить рядом с этим торговым конгломератом, который мы планируем построить.
Вы посмотрите на этот город: «Шанхай» в самом деле. Здесь надо создавать какие-то микрорайоны. В ближайшем будущем или на перспективу застройки начнутся за пределами столицы. А там мы планируем на 350 га создать конгломерацию, занимаемся подбором земель».
Итак, энное количество земель выделяет город. Но есть инвесторы, готовые инвестировать в строительство. Объект, в котором будет более 2 тысяч стационарных типовых магазинов, планируется сдать к 2015 году. Конечно, в мэрии задавались вопросом, как отнесутся к этому люди. Но недовольные были и будут всегда. Как правило, это небольшой процент. Да и большинство торгующих – арендаторы. Арендодатели получают прибыль и сидят где-нибудь в «другом месте». Но, так или иначе, люди понимают, что альтернатива есть. Потому что если рынки закрыли здесь, то откроют на окраине. Никто ж не собирается разгонять людей, просто не будут выдавать разрешения на торговлю. Вот такой действенный рычаг, которым власти воспользуются в крайнем случае.
Есть еще один принципиальный момент. Федеральный закон (ФЗ от 30 декабря 2006 г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ), который вступит в силу в 2015 году. Согласно этому закону вести торговлю с контейнеров можно будет только в капитальных сооружениях, но никак не в контейнерах. Так что ничего незаконного в переносе рынков нет, подчеркивает Амирханов. Да и горожане вздохнут свободнее. Ненавистные заторы на дорогах вокруг рынков уйдут в прошлое. А что будет с землей? «Вот на Ирчи Казака будет проверка земель. Если они на самом деле принадлежат хозяину, их никто отбирать не собирается. Пусть распоряжается на свое усмотрение», – поясняет Амирханов.
Рынки переедут, но не все. Некоторые останутся на своих местах. В том числе второй продуктовый рынок, который крайне необходим. Ну, не будет же житель Махачкалы за парой килограмм картошки и пучком петрушки ехать в Ленинкент. И еще, оговаривает помощник главы города Махачкалы, там, куда рынки вывезут, никаких транспортных проблем возникать не будет. Рынок будет стоять метрах в 100 от трассы. В этом году планируется подготовить проект, в октябре отстроить несколько сот магазинов и какую-то часть уже сдать. К концу 2015 года, когда Красный рынок будет уже сдан, административными шагами начнут закрываться рыночные площадки в столице. И в первую очередь рынок на Ирчи Казака, вокруг которого создаются транспортные заторы.
«Во вновь отстроенном рынке новым хозяевам будут выдаваться «зеленки», чтоб каждый был твердо уверен, что он хозяин этого места», – подчеркивает Амирханов.
…НО ОНИ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ НЕ ЗНАЮТ
По мнению и.о. главы города Магомеда Сулейманова, «реализация данного проекта позволит снять транспортную напряженность в городе, построить до 2 тыс. типовых торгово-производственных объектов общей площадью 120 тыс. кв. м, создаст более 10 тыс. зарегистрированных рабочих мест, обеспечит поступление в бюджеты всех уровней свыше 100 млн рублей ежегодно». Места должно хватить всем желающим «переселиться», считают в администрации. Так как под новую торгово-производственную площадку на базе торгово-выставочного центра «Красный рынок» в поселке Ленинкент выделено 30 га земли.
Директора рынков-«переселенцев» пока предпочитают не озвучивать вслух свои мысли. Один из них высказывает свою позицию так: «Ссылаются на транспортную загруженность. Скорее всего, не в этом вопрос. Нас уже не в первый раз пытались выселить. Кому-то нужна территория под что-то, как это всегда у нас бывает. И каждый руководитель города делает по-своему, но когда Амиров ушел, ушел и страх людей, что их могут в любой момент выгнать с мест. Новый (мэр) пока вроде выполняет свои обещания. Надежда умирает последней, говорят одни. А другие говорят, как только начал надеяться – она уже умерла. Дело не в том, согласятся ли продавцы. Дело в том, что не все об этом знают. Как в анекдоте про Шварценеггера. «Шварценеггер едет в автобусе. Сзади у него спрашивают: А вы на следующей остановке выходите? – Да я выхожу. – А впереди вас люди выходят? – Да, выходят, но они об этом еще не знают». Вот вы говорите, в сторону Ленинкента будет рынок, а я другую информацию слышал, что в районе Карамана строят рынок. Земля – это всегда интерес. Что сказать, я могу не согласиться, но кто ко мне прислушается? Даже если народ поймет, что их оттуда выселят, кто захочет выйти на улицу и ругать власть? Думаю, что люди достаточно разумно подойдут к этому вопросу».
P.S. Так и хочется воскликнуть – опять Ирчи Казака! Несколько лет назад этот рынок уже переселился с привокзального на новое место – ул. Ирчи Казака. Это создало дополнительную напряженность транспортных потоков по прилегающим к рынку улицам. Практика показала – создавать торговые площадки в центре города нельзя. А новая рыночная площадка позволит, по мнению властей, решить ряд проблем, в том числе улучшить пополняемость городского бюджета налоговыми поступлениями. Но, избавляясь от одной проблемы, надо подумать о том, как не навлечь другие. К примеру, не ударит ли перенос по «мелкому» бизнесу? И по ценовой политике? И о том, как продолжить маршрут в направлении нового рынка. И не создаст ли это дополнительных транспортных нагрузок в северном направлении? Проблема комплексная, поэтому и решать ее надо подобающим образом. Чтоб и волки были сыты, и овцы целы.
P.P.S. По вопросам, связанным с переносом рынков, обращаться по тел.: 8928-320-20-28.