ВЫГНАТЬ – НЕ УПОЛНОМОЧЕН
«Ни в одном из разрешительных свидетельств не указано, что разрешается торговать на проезжих частях дорог или на тротуарах. Напротив, в пункте 4 разрешительного свидетельства жирным шрифтом выделено следующее: «В случае не соблюдения санитарных норм и реализации сельхозпродукции на проспектах, магистралях, пешеходных переходах, тротуарах, в зеленой зоне, парках разрешение будет аннулировано», говорится в письме. В качестве доказательства к письму прилагается копия разрешительного свидетельства.
Собственно, это мы и пытались узнать, когда неоднократно в процессе подготовки материала старались дозвониться до указанного отдела. К сожалению, сделать это не удалось, о чем и было упомянуто в статье. Причина «недозвона», как позже выяснилось, оказалась проста: телефоны в отделе не работали. (Заместитель начальника отдела торговли Камиль Османов заверил, в настоящее время технические неисправности устранены, чтобы впредь подобных казусов не возникало – прим. авт.).
В продолжение темы и объективности ради, мы взяли комментарий у начальника Отдела торговли Набигуллы Шамсудинова, который подтвердил – разрешения отдел на торговлю (речь идет в данном материале именно о бахчевой сельхозпродукции – прим. авт.) выдает, но только в строго определенных местах. Места эти определяются не отделом торговли (!), а в виде списков адресов присылаются из районных администраций (адреса наперед согласованы в администрации Махачкалы). Как правило, это дворовые территории многоэтажных строений, но не тротуары, магистрали и т.д. Именно по тому адресу, который указан в документе, и должен находиться торговец. Но, отмечает Шамсудинов, как показывает практика предыдущих лет, некоторые торговцы безответственно подходят к вопросу собственной «закрепленности». Они норовят переместиться туда, где непрерывный людской поток: на тротуары, поближе к проезжим частям, паркуются на магистральных линиях. «Потому что им там выгоднее торговать», – разводит руками начальник отдела. И утверждать при этом, что вся вина лежит на отделе торговли, лишь потому что здесь торговцам выдают разрешительные свидетельства, – неправомерно. Потому что «запретить людям, где попало торговать, мы не можем. Допустим, пришел человек и начал продавать арбузы перед моей конторой. Я у него могу спросить, «зачем тут продаешь?», «хочу и продаю», ответит он. У меня нет прав, выгнать его с этого места. Я должен позвонить участковому и поставить его в известность, потому что именно участковый уполномочен решать эти вопросы», – говорит Шамсудинов.
ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЕСТЬ УПУЩЕНИЯ
Но Отдел торговли не отгородился от решения проблем такого плана. С приходом Шамсудинова, вступившего в должность два месяца тому назад, появились два нововведения. Первое – в разрешительном документе был введен новый существенный пункт, которого ранее не было, специально выделенный жирным шрифтом (он приводится выше – прим. авт.). Второе – запущен механизм контроля над торговцами: опять-таки в разрешительном документе имеется разбивка, позволяющая продлевать документ помесячно. Если на торговца поступали жалобы в течение месяца – документ продлен не будет, утверждает начальник Отдела торговли.
Вопрос торговли бахчевыми требует организованного подхода, считает эксперт. В отделе планируют на следующий год подать предложение в администрацию города выставить торговые точки на аукцион, на конкурсную комиссию. Потому что собственно каждая машина, нагруженная, допустим, арбузами, дает 600 рублей в месяц (20 рэ в день), и на деле в бюджет города всего-то ничего получается.
То, что разрешение выдается без заключения договора с Комбинатом благоустройств, это действительно упущение, признаются в Отделе. На следующий год этот вопрос также планируется предусмотреть. Если механизм заработает, то разрешение на торговлю бахчевыми без квитанции оплаты за услуги Комбината благоустройства торговец получить не сможет. Правда, пока что жильцы на антисанитарию со стороны торговцев не жаловались, признается Шамсудинов.
Поскольку уж вернулись к теме, актуальной в знойный летний сезон, мы обратились и руководству продуктового Рынка №2 за комментарием. Собственно, заместитель директора рынка, узнав, в чем суть вопроса (а вопрос ставился так: какая площадь рынка в процентном соотношении отводится для реализации сельхозпродукции с автомашин), любезно обещал перезвонить. К сожалению, опять-таки последующие попытки связаться с руководством объекта торговли успехом не увенчались.
P.S. Как мы и упоминали ранее, закон «О розничных рынках» предусматривает предоставление 50% от площади рынка для реализации сельхозпродукции с автотранспорта. Конечно же, чем ехать на рынок, а потом с тяжелыми сумками забиваться в маршрутки, легче приобрести бахчевой продукт, всего-то выйдя из дома. Но это если торговец находится именно там, где его закрепили. На деле выходит, что сельхозпроизводителю выгоднее заплатить штрафы ГИБДД и участковому, но выйти на проезжую часть или встать на тротуаре. Опять-таки получается, что борьба с несанкционированной торговлей возложена на участковых и ГИБДД. Однако штрафными санкциями проблему не решить, если механизмы, разработанные на муниципальном уровне, не заработают так, как надо.