Был такой город (35)

 —  Дом наш стоит до сих пор. На углу Садовой (ныне Маркова) и Дахадаева. Садовая была самой зеленой улицей города. Высоченные деревья смыкались над ней шатром, и даже в самую жару было прохладно.

Двор наш делился на две условные части: «верхний» и «нижний» дворы. «Верхний» был наш, а в «нижнем» стояли одноэтажные каменные хибарки, а соединялось это все лесенкой. И из этого нижнего двора был вход в подвал дореволюционного купеческого дома. Я не могу утверждать, что дом этот был именно купеческим и фамилию этого купца не помню, но у нас так говорили. Не просто вход, а въезд: телега с лошадью свободно проезжала. Дом стоит и сейчас, Дахадаева 3, а вот подвал… Со временем двор «подняли», то есть «верхний» и «нижний» оказались на одном уровне и въезд в подвал заложили. Но мы же были детьми! Той щели, что осталась, вполне хватало, чтобы улегшись набок, скатиться по пологому скату и оказаться внутри. Стащив у родителей спички и свечки, мы собирались c заговорщицкими лицами в условленном месте, по одному закатывались в подвал и отправлялись «в экспедицию».

Не знаю, помнит ли кто-нибудь, что это было — подвалы под старой частью города? Впрочем, можно составить представление, сейчас какой-то ремонт делается на углу Буйнакского и Дахадаева, в том подвале, где раньше располагалось легендарное рок-кафе «Blak&White», двери нараспашку и каждый может заглянуть туда. Высоченные сводчатые потолки, разветвленные разные ходы и все они (во всяком случае, мы были в этом уверены) сообщались между собой. Наверняка прежде можно было, спустившись в один такой подвал, вылезти из другого, на другой улице. Но к тому времени, когда мы принялись их осваивать, они разделялись — где-то решеткой, а где-то мы натыкались и на свежую кладку. Это значило, что нужно выбираться и искать другой лаз.

Однажды забрались в колодец, он был прямо посреди одного из дворов, и очутились в просторном длинном тоннеле. Интересно, как в кино, подвал уходил под дом и потом заворачивал направо и налево. Где-то над головой по нашим прикидкам находился магазин «Рыба». И вот там мы наткнулись на здоровущий сундук, запертый на амбарный замок. Мальчишки поковырялись в замке гвоздиком и открыли. Никаких жемчугов и бриллиантов там не оказалось, а была толстенная, перевязанная веревочкой пачка советских денег, размером с кирпич и много-много фабричных банок с красной и черной икрой. Мы были дети честные, деньги не тронули, а вот к икре отнеслись как к еде. Расколупали килограммовую банку черной икры, сколько смогли съели так, потом кто-то сбегал за хлебом. Но все равно еще много осталось. Не справились мы. Маленькую баночку красной икры я притащила домой, дело было как раз перед Новым годом. Когда мама ее увидела — побелела, развернула меня носом к двери, подтолкнула в спину и сказала «отнеси туда, где взяла». «Туда, где взяла» я, конечно, не пошла, оставила баночку во дворе на лавке.

Когда ломали летнюю площадку у кинотеатра «Дружба», там сейчас детский развлекательный центр, в разрытом под фундамент котловане я увидела своды такого же подвала. Выложенный крупным камнем, он уходил куда-то в направлении Приморского парка и явно не собирался заканчиваться. И заложенные красным кирпичом ниши вели прямо к морю.

А еще, на той же Буйнакского, была аптека. Одноэтажное здание с высоченными потолками и темными дубовыми прилавками до которых я даже носом не дотягивалась. Ширмочка из реек отделяла окошко, в котором сидела провизор. Бабушка меня приподнимала, и я видела, как она на блестящую чашечку весов какие-то порошочки микроскопической ложечкой насыпала. Нам их потом в пакетике вручали. И руководила всем этим женщина с обалденной фамилией — Уалерианова. «Я занимаюсь фармакопеей», — говорила она моей бабушке, правда, что это означает, я тогда не знала. Аптеку потом снесли, за ней построили гостиницу «Каспий», а это место так и осталось пустовать. Газетный ларек туда поставили.

Помню была такая детская страшилка — Мордехай, но мы его Мардахаем звали. Он жил где-то тут неподалеку, такой маленький, коренастый, старый, седой человек. Весь всклокоченный, заросший и на ногах у него были обмотки. Мальчишки его дразнили, и он на них жутко орал. Страха никакого особенного он не вызывал, но пугаться было положено.

Если вспоминать о любопытных человеческих типах, фактурных, ярких, не могу пропустить тетю Берту. Их семейство жило прямо под нами. Пять или шесть сестер: Шура, Берта, Римма, Сара, Софа их мама, а потом уже и их дети. Так вот, молодое поколение — дети и младшая сестра — все где-то учились, а старшие женщины сидели дома. Кроме тети Берты. Она была не кем-нибудь, а бригадиром маляров-штукатуров. Забавно, вся семья была шумная, кроме этой самой Берты. Как полагается верхним соседям, время от времени мы их заливали, и тогда включалась тяжелая артиллерия: к нам поднималась крепкая, смуглая, с красивой седой гривой «тетя Бэрта» и очень убедительно рассказывала нам, как мы неправы. Она была жу-у уткая матерщинница! А утром, столкнувшись во дворе с единственным курящим членом нашей семьи, спрашивала: «Папироски нет?» – типа, зла не держит.

Еще на нашей улице жила семья Беловых. Были они из числа первых поселенцев Порт-Петровска. Рассказывали, что была у них такая бабушка — легендарная Манька-рыбачка. Легендарной она стала не сразу. Простая женщина, жена рыбака, у мужа ее был свой баркас, да и весь наш район тогда был рыбачим. Но потом муж Маньки как-то серьезно покалечился, и стала она главной кормилицей. Наравне с другими мужиками выходила в море на промысел, возвращаясь, заруливала в пивную-биллиардную (тот же самый подвальчик на углу Буйнакского – Дахадаева), взваливала пьяненького мужа на плечо — запил от безнадеги — и молча шла домой. Правда, дома, говорят, мутузила.

Когда в 90-х Беловы уезжали из города, они обошли все — представляете? — ВСЕ окрестные дома, прощались со всеми, кого знали. И я тогда подумала — «кончилась с ними старая Махачкала».

 

Редакция просит тех, кто помнит наш город прежним, у кого сохранились семейные фотоархивы, звонить по номеру: 8-988-291-59-82 или писать на электронную почту: pressa2mi@mail.ru или mk.ksana@mail.ru.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам