«Здесь» – это может быть где угодно. Чаще всего, не дождавшись, пока транспорт проедет заветные три шага до тротуара, пассажир, словно ужаленный, выскакивает на ходу (и так практически ежедневно. – Прим. авт.). А водитель лишь успевает крикнуть вслед «сдачу возьми», протягивая рубль от полученных 15-ти. Дверь яростно захлопывают с другой стороны. Водитель многозначительно усмехается и язвит: «Скоро и двери не понадобится открывать, через окна выходить будут».
Иногда процесс высадки происходит с точностью до наоборот. Водитель уверяет, что не может остановить транспорт «здесь» из-за плотного потока машин, а потому пассажиру, чтоб не возвращаться в свой пункт назначения, надобно сойти прямо на проезжую часть. При этом водитель заботливо предупреждает покидающего салон пассажира, чтоб тот был поосторожнее там – на выходе. А то ведь всякое случается!
ОСТАНОВКИ НУЖНЫ ГОРОДУ
Трудно себе представить, что город можно переделать в одночасье. Но упорядочить систему перевозок надо. И начать хотя бы… с остановок в строго отведенных для этого местах. Само собой предполагается и наличие таких мест в городе. А иначе как?
По последним данным, остановочных пунктов в городе всего 89. Да и те, что есть, назвать идеальными сложно. Но привести их в порядок надо, этим в ближайшем времени и планируют заняться в администрации города Махачкалы.
– Будем работать над тем, чтобы придать остановочным пунктам цивилизованный вид. Планируется покрасить, установить скамейки, сделать освещение, установить урны. Многие из остановочных пунктов переделаны, застроены. Захвачены предпринимателями, оборудовавшими там свои магазины. Все это потребуется привести в соответствие с первоначальным проектом, – комментирует начальник Управления промышленности, транспорта, связи и дорожных работ администрации города Махачкалы Андрей Гусейнов.
На совещании, прошедшем в понедельник, 18 ноября, у заместителя главы администрации Махачкалы Абусупьяна Гасанова, обсуждались результаты обследования специально созданной комиссией остановок общественного транспорта, в том числе капитальных строений на территории остановочных пунктов.
Гасанов «дал поручение начальнику Правового управления Михрабу Адзиеву в рамках правового поля разобраться с ситуацией и вернуть пункты в муниципальное пользование.
По завершении всех правовых процедур было выдвинуто предложение для комфорта горожан снести все имеющиеся на сегодняшний день строения и возвести на их месте новые типовые остановки».
Сколько времени продлятся правовые процедуры, пока неизвестно. Но вернуть остановки городу, надо. Однако каким образом муниципальная собственность оказалась в лице частников – вопрос повис в воздухе. Знающие люди, правда, утверждают, что в этих вопросах не последняя роль отводилась Управлению архитектуры.
Правда, прогнозы, связанные с созданием новых остановочных пунктов, пока что многообещающие. Со слов Андрея Магомедовича, помимо тех, что имеются, планируется создавать новые пункты. Современные и красивые. Предпосылки к тому имеются: Корпорация развития Дагестана предлагает свои проекты по созданию в городе около 100 остановочных пунктов. И этого количества вполне хватит при наличии тех, которыми на данный момент город располагает (порядка 90 пунктов).
Собственно вопрос, повлияет ли наличие остановочных пунктов на водительскую культуру – плавно переходит в разряд второстепенных. По инерции выходит, что повлиять-то должно. Если не напрямую, то хотя бы рефлекторно. Есть остановочный пункт, значит, «тормозить» здесь, но представители дорожной полиции настроены не столь оптимистично. Многолетний опыт работы подсказывает им, что в этом, казалось бы, нехитром круговороте – водитель – пассажир – есть своя «круговая порука».
ДО ТОЛСТОКОЖИХ НАДО ДОСТУЧАТЬСЯ
Порука, собственно, заключается отчасти в том, что каждый из участников дорожного движения не хочет менять свой стиль поведения, зато требует, чтоб другой подстроился под него.
– Эта проблема назрела как минимум лет пять назад, – объясняет руководитель отдела пропаганды ГИБДД Дагестана Исамагомед Султанов. – Те кармашки, которые имеются, они-то используются. Но здесь опять-таки надо попытаться достучаться до наших толстокожих сограждан, которые никак не хотят ожидать прибытия общественного транспорта в установленных местах, на остановочных пунктах. Всегда выбирают «углы», прямо на перекрестках стоят и ждут. Поэтому нам нужно культуру пассажиров выработать. Вообще нам надо говорить о категории пассажиров, которые непосредственно являются участниками дорожного движения. А об этой категории мы совсем забыли и никакая работа с ними не проводится. Эти бесконечные требования пассажиров остановиться там, где не положено, надо прекратить. И это как раз-таки является не причиной, а основанием для нарушений. Когда водителей останавливаешь и спрашиваешь, почему нарушил, начинают объяснять, «а что мне делать, пожилые люди попросили там остановить». И т.д. Вот такая проблема существует. И вторая проблема – отсутствие должной работы со стороны руководителей предприятий, которые отвечают за качество предоставления услуг населению. Они обязаны следить за соблюдением требований, правил, в том числе водителями, за обязательным соблюдением условий остановок транспорта в означенных местах. А администрация предприятий, технический персонал отстранились от этого. Только выдача путевок, и на этом их деятельность прекращается. А как же качество предоставления услуг, техническое состояние, санитарное состояние, предрейсовый выход… С учетом всех этих негативных явлений по инициативе Госавтоинспекции была объявлена операция «Маршрутка» с 17 по 21 ноября. Когда мы предъявляем водителям нарушение, они оправдываются тем, что остановочные места заставлены легковым транспортом, припарковаться негде. Это и то, что люди останавливают в неположенных местах, а «мы ничего не можем сделать», – вечные отговорки маршрутников. Если взять, допустим, остановочный пункт вблизи Советского райотдела полиции – водители всегда останавливают транспорт прямо на углу. Хотя там же есть остановка, специальный карман. Водители в таком случае всегда ссылаются на пассажиров. Пассажиры жалуются на водителей, что те по-хамски себя ведут и не предоставляют качественных услуг, ездят безобразно. А водители жалуются на пассажиров, такая модель взаимоотношения в Дагестане, – подытоживает Султанов.
ЧЕГО ХОТЯТ ПАССАЖИРЫ?
Наверное, ответить на этот вопрос не представляет труда. Пассажир хочет, чтоб его быстро доставили до пункта назначения. И всех, кто создает им помехи на этом пути, воспринимает, как личного врага.
– Они хотят, чтоб в каждой маршрутке сидел сотрудник ГАИ, делал замечания водителю и с пассажирами вел разъяснительную беседу. Но даже если мы останавливаем нарушителей, те же самые пассажиры начинают спорить и конфликтовать с сотрудниками ГАИ, говорить, что, видите ли, нашли место для остановки. На конечной их поджидайте. А какой смысл нам их там ждать? Если они по городу ездят и останавливают, где попало? Нам надо по факту работать. Пока администрация предприятий не начнет проводить негласные проверки. Прямо выборочно надо сесть в салон. Проехать по всему маршруту. Водитель останавливает в неположенном месте – воздействуйте на него или снимите с маршрута. Проведите показательное собрание. Расскажите, почему это произошло. Нужны конкретные меры! – уверен эксперт Султанов.
Даже если остановочные места будут созданы со всеми подобающими условиями все равно… нужен контроль. Культура – это само собой. А пассажир должен знать, что водитель будет наказан, если пассажир будет склонять его к нарушениям. На сегодняшний день как положительный момент в ГИБДД отмечают, что пассажиры в большинстве своем наконец-то научились говорить – «остановите, где вам удобно». Раньше преимущественно требовали – «остановите здесь».
ЧЕГО ХОТЯТ В ГИБДД?
По данным заместителя начальника отдела надзора УГИБДД МВД по РД подполковника полиции Руслана Гаджибагомедова, в Махачкале только за 10 месяцев водителями пассажирского транспорта допущено 7 тысяч 341 нарушение. Поймали 19 нетрезвых водителей маршрутных такси, 58 человек управляли транспортом, не имея соответствующей категории или вообще без прав. На запрещающий сигнал светофора проехали 267 водителей, выявлено 884 нарушения, связанные с технической неисправностью, а нарушения правил остановки и стоянки составили 2300 случаев. К нарушителям, как и полагается, были применены штрафные санкции.
– Организацией движения и маршрутами занимаются местные муниципалитеты. Они должны их согласовывать с ГИБДД. И чаще всего без учета потребного количества открывается много маршрутов. Даже если установить остановки, места всего равно будет мало. Слишком много микроавтобусов занимается перевозками пассажиров. Мы неоднократно писали в администрацию, просили, чтоб уменьшили количество маршрутов, вывели из эксплуатации транспорт с 10-летним сроком обслуживания. Еле-еле «Рафики» убрали.
Разница же есть, если мы будем иметь 10 автобусов, которые перевозят 150 человек или у нас будет один автобус вместительностью 150 человек? Один автобус меньше места занимает. А с учетом того, что построили торговые объекты и не предусмотрели под них стоянки, возникают заторы в городе, водителям маршрутных такси тоже останавливаться где-то надо, людей высаживать, – отмечает Гаджибагомедов.
В разговоре вышеназванные эксперты подчеркнули, что проблема глубокая и разносторонняя. Поэтому ставить точку в этой теме не приходится. Рассчитываем на то, чтобы работники администрации, в чьей компетенции находятся эти вопросы, активно примут участие в обсуждении социально-значимой темы. К сожалению, многие из тех, к кому мы пытались обратиться напрямую или посредством телефонной связи, сослались либо на свою занятость, либо вообще не поднимали трубку (вероятно, будучи занятыми). При отсутствии компетентных оценок со стороны экспертов – по обе стороны фронта – невозможно создать объективную картину и делать соответствующие выводы. И тем более ставить точку…