Какой должна быть профилактика экстремизма и терроризма, как ведется антитеррористическая пропаганда в республике и что мешает в ее реализации?
«МИ» приводит мнения экспертов.
НЕ УТОПИТЬ БЫ В СЛОВАХ…
– Если бы кто-то знал, как нужно бороться с экстремизмом… – риторически начинает свои рассуждения на эту тему правозащитник, журналист, президент Информационно-аналитического центра «Ракурс», координатор проекта Московской Хельсинкской группы «Мониторинг прав человека в регионах России» по Республике Дагестан Абдурахман Юнусов, – Я бывал на встречах, проводимых МВД, в Буйнакске, Кизилюрте… Были обсуждения, рекомендации. Но что дальше с этими рекомендациями происходило, – мне неизвестно. Надо провести – провели. Надо обсудить – обсудили. Таким же образом можно было бы провести ХХ Съезд ЦК КПСС. Обычная компанейщина.
У нас все любят превращать в кампанию. Мало практики, мало конкретики, мало открытости со стороны структур, занимающихся этой проблемой, отмечает эксперт. А самая большая и эффективная профилактика – это дела: – С одной стороны, нас призывают к разным благим делам, а вокруг растут особняки и пробки, создаваемые «лимузинами». Тут, как никогда, актуальны незабвенные слова Горбачева, считает Юнусов: «Перестройку нужно начинать с себя».
Второй момент, снижающий эффективность антиэкстремистской пропаганды, – то, что нет единой концепции. – Если она есть, то я хочу ее видеть. Пускай ее публикуют каждую неделю на первых полосах газет, – предлагает эксперт.
До сих пор у нас с терроризмом было принято бороться только силовыми методами, и понимание, к которому сегодня пришли, что пропаганда тоже важна, – это позитивный момент. Но есть риск проблему утопить в словах и голых призывах. Кто виноват, мы знаем. Вот решить бы, что делать… – так же риторически заканчивает Юнусов.
МУДРОСТЬЮ И ПРОПОВЕДЬЮ
Экстремизм – это, в первую очередь, проблема идеологическая. Поэтому с ложной идеологией нужно бороться правильной идеологией, считает имам Махачкалинской центральной мечети Магомедрасул Саадуев. В этом могут помочь проповеди, встречи со школьниками, студентами вузов, другой молодежью, то есть проводить работу для повышения уровня самосознания мусульман, для повышения уровня знаний об исламе. И основной посыл тут – ислам не призывает убивать, уходить в «лес». Важно не путать понятие истинного ислама и псевдоислама. Встать на путь ислама необходимо согласно Корану, подчеркивает имам, и этот путь должен быть мудрым, сознательным, чтобы идти на пути Господа своего мудростью и своей проповедью. Гнев, убийство – это не ислам.
ШИРОКО РАСКРЫТЫЕ ГЛАЗА
Юрист, адвокат, член Координационного совещания при Полпреде Президента РФ по обеспечению правопорядка в СКФО Расул Кадиев выводит три основные профилактические задачи в борьбе с терроризмом и экстремизмом: развитие гражданского общества, налаживание взаимодействия граждан и власти, укрепление законности в работе государственных органов власти, в том числе и правоохранительных.
В сегодняшней политике против терроризма и экстремизма пока наблюдается доминирование силовых методов без существенных сдвигов системного характера, а также ярко выраженная политика «широко раскрытые глаза», когда республиканские власти делают вид, что проблемы не существует, считает эксперт. И, наконец, еще один момент – полностью разлажено взаимодействие МВД, ФСБ и властей республики. А различные круглые столы, встречи со студентами и стенды в школах – этого достаточно, если только для отчетов чиновников и если следовать принципу «главное не победа, а участие». Лучшей пропагандой антиэкстремизма, как подчеркивает Кадиев, было бы развитие терпимости к чужому мнению, правовое просвещение и взаимодействие властей со всеми институтами гражданского общества. А пока очевидно, что экстремизм и терроризм в республике спал на 40% благодаря силовым операциям охранительных органов.
У ЛЮДЕЙ ПРОБЛЕМЫ ПОВАЖНЕЕ…
К сожалению, не все дагестанцы осуждают экстремизм и терроризм, считает заместитель министра печати и информации РД Зубайру Зубайруев. К большому сожалению, в Дагестане есть люди, которые поддерживают их идейно, морально, а многие даже материально. К большому сожалению, те люди, которые за определенные деньги способны убивать дагестанцев, считают себя глубоко религиозными людьми. А на самом деле правильным является один единственный принцип: жизнь человеку может дать только Всевышний, и забрать может только он. Это постулат для всех верующих мусульман. Тот человек, который по каким-то соображениям сопереживает террористам, считает нужным или необходимым убивать других людей, тем более мусульман, – это и есть человек, который против религии. И если мы все это не поймем и не осудим, ситуация не изменится, подчеркивает Зубайруев.
– Я вот всегда думаю, почему у нас не выходят тысячи человек на площадь после фактов подобных убийств, когда какие-то непонятные ребята вдруг взяли на себя право забирать жизни людей? Почему люди не протестуют против этого? Почему не соберутся пять, шесть, десять тысяч человек и не скажут: «Мы не допустим этого! Если правоохранители не могут вас найти, то мы-то точно найдем!» Почему так не говорят?!
Борьба с идеологией экстремизма и терроризма не может быть делом только одного из ведомств или нескольких. Это работа всего дагестанского общества. Всех без исключения. И чиновников, и не чиновников… И таких, и сяких… Без вот такой общей поддержки населения, какими бы высокопрофессиональными ни были правоохранительные органы, с такими сложными формами преступности, как экстремизм и терроризм, очень тяжело бороться. Это исторический факт. В разных странах в разное время это было.
Очень жаль, что нет активности жителей республики. Побольше должны об этом говорить, осуждать, клеймить. Депутаты, главы, министры, руководители общественных и политических движений, деятели науки, культуры, спорта. К сожалению, этого не так много, как нам кажется. Это и было бы реальным отражением общественного мнения – неприятия братоубийственной войны.
У нас в республике отсутствует консенсус по базовым ценностям, отмечает Зубайруев. Главная, базовая ценность в любом нормальном обществе – это ценность человеческой жизни. У людей какие-то другие дела. Они не видят ничего плохого в том, что дагестанцы убивают друг друга. – Вот мы же отрицаем людоедство? У всех это вызовет негодование? Так же? Почему мы осуждаем людоедство, фашизм, насилие над детьми, глумление над стариками, а убийство человека – нет? – задается вопросом наш собеседник.
НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ЭТИ ГЛУПОСТИ!
Вторая проблема, отмечает Зубайруев, – то, что многие симпатизируют террористам, считают их эдакими «робингудами», пытаются оправдать уходящих в «лес», что они идут на это, потому что они, молодые пассионарии, видят, какое плохое государство, какая коррупция и безработица. – Хорошо, ребята, а если государство станет идеальным? Что, исчезнут те люди, которые говорят, что надо все свергнуть? Тут проблема не в государстве. Я о той глупости, которую все повторяют, что молодежь уходит в «лес», потому что нет работы. Не повторяйте эти глупости! Если нет работы, человек ищет работу, а не берет автомат и стреляет в людей. Это чушь! Нельзя это повторять. Нельзя терроризм легитимизировать. Нельзя это понимать. Понять, значит, простить. Это НЕ ПРАВИЛЬНО! Если у тебя нет работы, это не дает тебе право убивать человека. Даже если ты голодный. Даже если к твоей голове приставили «ствол» и говорят, мы тебя убьем, если ты кого-то не убьешь. Нормальные люди никогда не убивают. Находят тысячу причин, чтобы оправдать. Этого молодого человека не так поняли, его обидели… поэтому он пошел и убил. Мне многие люди, даже очень умные, говорят: «Ну, понятно же…» Ничего понятного для меня нет.
Работы много и в пропаганде, и в агитации. И в объяснении элементарных человеческих ценностей. При том, что мы абсолютно разные, по-разному молимся, мы все должны научиться жить мирно. Если мы этого не сделаем, никаких инвестиций, никакого туризма, никакого развития экономики у нас, к сожалению, не будет, резюмирует Зубайруев.