К открытию выставки «Ковер Изаят» в Союзе художников РД подготовились основательно.
Приглашенные музыканты играли одну из старинных мелодий Южного Дагестана, а ковры, сотканные Изаят, создавали ощущение тепла, уюта и забытого детства, когда у каждого уважающего себя горца висел на стене ковер.
Названия у ковров, представленных на выставке в формате картин, причудливы: сумах «Летящий дракон», пестрящий оранжевым цветом с добавлением лазуритовых вкраплений, ворсовый ковер «Перепедиль», фоном которому служат охристо-сапфировые шашечки, оттеняемые жемчужно-белым фоном. Не остается без внимания и намазлык «Михраб» – шерстяной молитвенный коврик терракотового цвета, вглядываясь в который можно увидеть крошечных лошадей и деревья.
На колоритной выставке место было отведено и для демонстрации диванных покрывал, сделанных с применением кайтагской вышивки. В углу выставочного зала были поставлены низкие диванчики, уже приодетые в нарядную форму. И все желающие могли посидеть на них, окруженные старинными кувшинами, подносами и прочими атрибутами этники.
Ковры Изаят – произведение искусства. Как и каждая девочка из Южного Дагестана, Изаят с детства владела технологиями ковроткачества. По специальности она филолог, преподавала, а ковроделие не забросила, оставила в виде хобби. Но боль за будущее народного промысла, по словам самой мастерицы, была так велика, что Изаят решила посвятить себя возрождению былых традиций.
Именно она первой в республике «подняла со дна» кайтагскую вышивку, именно ей принадлежит создание первого шелкового сумаха в Дагестане. Она первой взялась за возрождение работы с натуральными красителями при ковроткачестве. Сегодня Изаят является директором Хивской ковровой фабрики и передает свой опыт совсем юным мастерицам.
Посетители выставки охотно фотографировались на фоне ковров, разглядывали этносумки, то и дело вздыхая и приговаривая: «Такую бы красоту да ко мне домой!»
Выставка позволяет по-новому взглянуть на привычные нам вещи. Ведь что такое ковер? Предмет интерьера, по которому мы ходим ежедневно, не обращая внимания на узоры. Однако старинные дагестанские ковры – это настоящее произведение искусства, место которым, как и дорогим картинам, – только на стене. Ходить по такой красоте – непозволительная роскошь.