В ШКУРЕ ГЕРОЯ
Основатель социального театра в Дагестане – выпускник ДГПУ Мурад Магеррамов, овладевший подобной технологией в Ставропольском крае, говорит, что такой театр помогает и актерам, и зрителям посмотреть на проблему со стороны.
«Мы работаем с темами на злобу дня: наркомания, алкоголизм, неуважительное отношение к старшим, проблемы с преподавателями и учебой. Моя труппа – это студенты ДГПУ, которые находят и время, и силы работать над новыми ролями, вживаться в образ. Все мы очень разные, и наше поведение основывается на эмоциях. Как негативных, так и положительных. Согласитесь, намного лучше показывать отрицательные эмоции на сцене, чем в жизни. Ребята могут примерить на себя абсолютно любой образ, прочувствовать его, побывать в шкуре своего персонажа и сделать для себя соответствующие выводы. Зачастую, мы становимся заложниками своих эмоций и стереотипов», – рассказывает Мурад Магеррамов.
ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ, БЕССТЫЖАЯ?
Актеры театра работают напряженно. В основе постановки – проблема, которую ребята «раскручивают», придумывая персонажи, прописывая сюжетные линии для своих героев. Персонаж «обрастает» нужными качествами, иногда даже гипертрофированными. Режиссер театра не возражает – чем масштабнее, тем лучше. На репетиции труппа, а это более 15 человек, выглядит сосредоточенной. Артисты садятся в круг, проговаривают реплики, вносят ремарки. Для игры в социальном театре не нужны декорации. Хватает обычного стула. Главное – суметь показать историю, которая заставит задуматься молодого человека о своей проблеме, взглянуть на нее иначе.
«Когда мы выступаем перед публикой, многие непосвященные думают, что реквизиты у нас настоящие. Как-то мы изображали проблему алкоголизма среди девушек. Естественно, на столе стояла бутафорская водка. Одна из героинь по сценарию была беременна, но отказать себе в пагубной привычке не могла. Мы видели, какое чувство эта постановка вызывает у зрителей – полное отвращение к пьющей женщине. Одна преподавательница даже выкрикнула из зала: «Что ты делаешь, бесстыжая? Ты же беременна!». Вот! Этого мы и добивались! Важно не только показать зрителям саму проблему, важно вытащить из них эмоции, даже самые негативные, вызвать полное чувство антипатии актерской игрой», – рассказывает участница театра Зульфия.
Актеры не сразу выходят из своих образов. Важная часть постановки – обсуждение проблемы со зрительным залом.
«Одно дело – проблему показать, другое – вызвать зрителя на контакт с персонажем и с проблемой. Обычно мы устраиваем так называемый «разбор полетов». После всех постановок, которых обычно бывает 3-4, актеры, не вышедшие из своих образов, приглашаются на сцену. Я, как руководитель труппы, начинаю работать с залом. Спрашиваю, есть ли вопросы к персонажам, узнаю, как поступил бы зритель на их месте. В этот момент актеру важно не сломаться и держать себя в образе до конца. Играет он «быдло», значит, нужно и на вопросы из зала отвечать, как «быдло». А вопросов бывает много, поверьте! Спрашивают, почему персонаж не одумался, не взял себя в руки, уточняют какие-то биографические данные. Актер должен включить смекалку. Он может оправдываться, стоять на своем, кричать на задающего вопрос, откровенно игнорировать его. И вот здесь мы уже зрителя включаем в процесс игры. Эта обоюдная работа зала и труппы дает свои результаты», – подчеркивает Магеррамов.
Ребята выходят из образов по щелчку режиссера-постановщика. Потом признаются, что часто бывает тяжело играть тех, кто вызывает чувство отвращения или с чьей позицией актер театра полностью не согласен.
Примерка образа – это почти всегда 2 недели полного изучения персонажа, работа со специалистами, психологами, поиск нужной информации. Процесс трудоемкий, говорят актеры, но он того стоит.
«Нам важно ни в коем случае не романтизировать отрицательный персонаж. Наоборот. Чем больше он вызывает негодования у публики – тем лучше. Значит, не зря старались. Еще крайне важно представлять себя на сцене не актером, а просто быть этим человеком», – говорят представители труппы.
ЗА ОТКРЫТЫМИ ДВЕРЬМИ
Мурад Магеррамов говорит, что участниками театральной труппы могут стать все желающие, однако пока это ноу-хау есть только в ДГПУ.
«Играть с нами может кто угодно. Двери нашего театра открыты для всех людей и абсолютно всех проблем. Мы считаем свою работу выполненной, если хотя бы один человек задумается над проблемой и протянет руку помощи тому, кто в ней так нуждается», – заключил режиссер.
Сама идея социального театра не нова. Ее основатель – американский психолог Альберт Бандура. Именно он является праотцом поведенческой психотерапии. Он проводил эксперименты на так называемой кукле Бобо. Актер бил куклу, потом кукла передавалась сидящим в зале детям, и дети по инерции тоже ее били. В другой постановке актер совершал пожертвование для бедняков, и дети с радостью принимали и эту модель поведения.
Социальный театр сегодня предлагает молодежи сделать, пожалуй, самое главное – не нести отрицательный заряд энергии в массы, а оставить его на театральных подмостках, сменив негатив позитивом.