Зиявудин Магомедов: «Россия должна играть более существенную роль на мировом рынке зерна»

 В четверг, 18 июня, в рамках Петербургского экономического форума уроженец Республики Дагестан, совладелец и председатель совета директоров группы компаний «Сумма» Зиявудин Магомедов дал интервью каналу «Россия 24».

 

– На Петербургском форуме от группы «Сумма» на этот раз представлена «Объединенная зерновая компания», которая сегодня подписала соглашение с Никарагуа на поставку 160 тысяч тонн зерна. Если говорить про сегодняшний зерновой рынок, то какие позиции занимают российские компании на нем?

– Вы знаете, они сегодня, конечно, не отражают ту роль, которую Россия может играть. На долю нашей страны приходится, к примеру, 20% мировых запасов пресной воды, что является критическим для сельского хозяйства, потому что из 2,5% пригодной для использования воды получается, что 20% находится в России. Плюс огромное количество земли и, я полагаю, что здесь, конечно, есть такой мощный потенциал для роста.

Россия, как мы знаем, произвела в прошлом году порядка 104 млн тонн зерна. Экспортный потенциал нашей страны начинается с 73 млн тонн. То есть, это примерно 68-70% от объема, который мы потребляем. Все, что выше (34 млн тонн) обычно экспортируется. России, конечно, можно было бы занять существенную роль, потому что в свое время мы считали, что физический рынок зерна, объем зерна, который вывозится на экспорт всеми странами мира – порядка 180 млн тонн. То есть, по сути, Россия занимает 15%-ю долю рынка, которая может с годами увеличиваться. Для этого, конечно, надо использовать новые технологии, минеральные удобрения, чтобы как-то нивелировать погодно-сезонный фактор, потому что очень часто на урожай воздействуют погодные условия, логистические условия, в которых мы сегодня находимся.

«Объединенная зерновая компания» сейчас активно занимается устранением оросительно-технологически-логистических неудобств, дефицитов. В будущем, через год-два, мы предполагаем активно вовлекаться в производство в том числе. Это второй этап.

– Если продолжить тему «ОЗК», то совсем недавно компания приняла новую стратегию, какие ключевые пункты вы можете выделить в ней?

– Во-первых, мы достаточно сфокусированно анонсировали наше внимание к производству зерна. В данном случае мы говорим больше даже не о зерне, а о производстве сои на Дальнем Востоке. Там очень благоприятствующий климат. Приморский край, Амурская область, Хабаровский край. Там потенциальный объем производства порядка 2-3 млн. тонн сои. Основной рынок сбыта – Китай – находится рядом. Поэтому «Объединенная зерновая компания» объявила о том, что одной из наших стратегий является производство сои на Дальнем Востоке. Это первое.

Второе – мы полагаем необходимым развивать железнодорожную логистику. То есть, предполагать, что мы построим порт и сможем строить какие-то независимые вагоны для перевозки зерна, представляется нам нереалистичным. В данном случае мы говорим о производящих районах, которые находятся на востоке. Поэтому частично мы готовимся изменить логистическую стратегию. Помимо увеличения экспортных мощностей на юге и строительства нового терминала на востоке, мы добавили, в том числе, производство или приобретение ЖД-парка. Это второй ключевой элемент, который привнес нам некие изменения.  

– Вы уже сказали про Дальний Восток, на котором, кстати, группа «Сумма» очень активно представлена. Кроме проекта «ОЗК», также  строительство порта в Зарубино. Почему сегодня для Группы так важно быть на Дальнем Востоке? И сегодняшняя геополитическая ситуация, разворот России на Восток, как он способствует реализации ваших крупных проектов?

– Вы знаете, первично, конечно, существенная роль и большое количество плюсов в том, что государство обращает внимание на те достаточно такие… значимые, фундаментальные ниши инфраструктуры, куда государство должно вкладывать. Частному бизнесу это делать тяжело. Это железная дорога, это автомобильная дорога, это электрические сети, магистральные линии. Частному бизнесу тяжело, потому что это сложные проекты с большим количеством капитальных вложений, и тут наши интересы как раз совпадают. Целью, стратегией группы является логистическая портовая деятельность. У нас там два больших проекта. Угольный терминал, который мы начали строить, и большой проект  в Зарубино. Помимо того, что мы являемся большими инвесторами во Владивостоке – это компания «Феско». Для «Объединенной зерновой компании» там, конечно, гигантское окно возможностей, учитывая, что рынки сбыта сегодня находятся в Китае. В Средне-восточной Азии в целом и в Китае в частности. Поэтому в проекте «Зарубино», который направлен и на реэкспорт китайской продукции с северо-востока на юг Китая, в том числе мы частично рассматриваем и экспорт российской продукции. Это и зерно, и железорудное сырье, и некоторые другие группы товаров.

– Совсем недавно стало известно, что вы приняли решение войти в совет директоров компании «Феско». С чем это связано?

– Ну, вы знаете, сейчас мы в какой-то мере пересматриваем стратегию, потому что очень большое количество вопросов было, когда мы приобрели «Феско». Что такое «Феско»? Это контейнерная компания? Это мультипрофильная портовая компания, которая занимается не просто логистикой, связанной с контейнерами, что, безусловно, является основой бизнеса «Феско». Но это и компания, которая фокусируется на генеральных грузах, на долевых грузах. Учитывая, наверно, какой-то мой широкий взгляд на эти вещи, компания предложила и посчитала необходимым на этом этапе, когда формируется новая команда, когда пересматривается взгляд на стратегию, более активное мое участие в работе совета директоров.

– Сегодня мы с вами обсуждаем ключевые активы Группы «Сумма». Остался в стороне инжиниринговый бизнес. Вы реконструировали Большой театр, принимали участие в строительстве стадиона для Универсиады в Казани. Если говорить про будущие проекты, планирует ли ваша компания принимать участие в подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу и в других крупных проектах, о которых сейчас уже известно?

– Сейчас инженерно-строительный рынок России находится немножко в сложном состоянии, если брать отрасль в целом. Потому что сама контрактная система предполагает наличие банковских гарантий и для многих компаний это достаточно сложно сегодня, потому что, во-первых, финансирование стало более дорогим, получение гарантий стало более сложным. И у нас достаточно большой объем заказов – порядка 200-250 млрд. рублей. Мы активно вовлечены в разные отрасли инженерно-строительного рынка России и строительство инфраструктурных сетей: дорог, мостов, труб, взлетно-посадочных полос и строительство, как вы верно заметили, объектов культурно-исторического наследия и спортивных сооружений. Ситуация стала немножко сложней в этом плане. Но, с другой стороны, это вызов, это предполагает и возможности для более правильного фокуса для оптимизации, для улучшения какого-то управленческого подхода и т.д. У нас в этом плане достаточно внятная стратегия. Мы себя позиционируем как компания, которая смотрит на разного вида инфраструктуру. Это дороги, мосты, порты, магистральные линии электропередач. Соответственно, атомные станции: у нас есть большой трест, который достаточно серьезно вовлечен в это дело. Он один из лучших, наверно, в стране. Кроме того, мы участвовали в строительстве в Бушере (Атомная электростанция в Иране, около города Бушер. Строительство начато в 1975 году подразделением Siemens. После длительной консервации, строительство АЭС было возобновлено, но уже с участием российским компаний. Подключена к сети в сентябре 2011 года. – прим. «МИ» ). Поэтому для нас это является стратегией. Сложнее стало работать, но это направление мы, как группа, будем развивать.  

Адаптированная стенограмма «Махачкалинских известий»

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы поздравил горожан с Курбан-байрамом

Мэр Махачкалы Юсуп Умавов поздравил горожан с наступлением одного из самых почитаемых праздников – Курбан-байрам. В своём обращении он отметил,...

Махачкалинские депутаты обсудили новый Устав города

Сегодня в администрации Махачкалы прошло 54-е заседание городского Собрания депутатов. В повестке дня значились изменения в Положение о муниципальном...

Мэрия Махачкалы предотвратила хищение земли в центре города на 18 млн рублей

Администрация Махачкалы пресекла попытку незаконного присвоения земельного участка площадью более 1100 квадратных метров и стоимостью около 18 млн рублей...

В Дагестане стартовал второй конкурс на предоставление грантов главы республики

4 июня 2025 года Координационным советом по предоставлению грантов Главы Республики Дагестан на поддержку гражданских инициатив в Республике Дагестан...
spot_imgspot_img

Целое лето надежного интернета: «Ростелеком» запустил специальное предложение для малого и среднего бизнеса

«Ростелеком» запустил специальное предложение для малых и средних предприятий (МСП): в течение лета новые клиенты — владельцы бизнеса могут...

Третий ежегодный турнир поэтов пройдет в столице Дагестана

В столице Дагестана, на площадке театра поэзии, пройдет ежегодный турнир поэтов. Мероприятие, организованное при поддержке Минкультуры республики, Союза писателей...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам