НАША СПРАВКА: Поселок городского типа Сулак входит в состав городского округа «город Махачкала», административно подчинен Кировскому району.
Расположен в устье реки Сулак в
Поселок вырос из бывшей русской ватаги (рыбного промысла) Сулакской.
В 1930-е годы назывался Хизроевка, затем – Главный Сулак. Статус поселка городского типа получил в 1949 году. Проживает 8700 человек, в основном ногайцы, кумыки, русские, главное занятие – рыболовство.
Глава администрации поселка – Ибадула Хадыров.
Транспортное сообщение между поселком и городом поддерживают маршрутные такси и один старый автобус.
Ибадула Уразалиевич Хадыров рассказывает, что выделили как-то для поселка новенький зеленый автобус, но потом почему-то забрали, сулакцам оставили их прежний старый… Автобус часто ломается, а когда на ходу, делает три рейса в день.
Маршруток на рейсе 15, графика движения они не имеют, отъезжают по мере наполняемости салона. Старые, неудобные, с развалившимися от дряхлости сиденьями маршрутки не очень-то нравятся сельчанам, но деваться пока некуда. Вот если бы выделили еще один автобус, то транспортная проблема была бы решена. Глава поселка пишет письма, обращается с просьбами, но воз, как говорится, и ныне там.
У КОГО В КВАРТИРЕ ГАЗ?
Ибадула Уразалиевич родился и живет в поселке Сулак, работал в свое время в Управлении образования города, затем в Управлении финансов, в прошлом году возглавил администрацию поселка. Проблемы сельчан (а их достаточно) знает изнутри. Как и в большинстве пригородных поселков, изношены электрические и водопроводные сети, отсутствует канализация, нет своего спортзала, Дома культуры.
А несколько лет назад почти перестал поступать в поселок газ. К газовой трубе, идущей в Сулак, стали хаотично подключаться все кому не лень. Вокруг поселка в геометрической прогрессии растут дачные поселки, строятся переселенцы, застраивается побережье Каспия, и всем нужен газ. Голубого топлива на всех не хватает, поэтому сулакцы мерзли в своих домах, возмущались.
В прошлом году на улице имени Чапаева была построена новая газораспределительная станция, зиму уже пережили нормально. Но все же труба не рассчитана на большое количество потребителей. Кто-то должен следить, чтобы врезки производились на законном основании. Хорошо бы проложить трубу большего диаметра, тогда можно будет увеличить давление газа и его пропускную способность.
ПРОВОДЯТ СУББОТНИКИ
Проблем много, что-то решается, что-то пока нет. Например, 15 лет назад в поселке не было освещения. Чуть стемнеет, все ходили и спотыкались на неровных дорогах. Сегодня ночами светло, как днем: на всех улицах установлены столбы с фонарями «кобра». Помогла Кировская администрация, она же выделяет технику по первому требованию – один грейдер и один погрузчик. Этого хватает, чтобы периодически выравнивать поселковые дороги.
Любимая тема сегодня наших СМИ – мусор и борьба с ним. Как решается эта проблема в поселке, все-таки вряд ли из города кто-то приедет забирать мусор за
– Действительно,– подтверждает Хадыров, – нет смысла заключать договоры с городскими мусороуборочными предприятиями. У администрации имеется старый трактор, на котором нанятые нами люди два раза в неделю собирают мусор, выставленный вдоль улиц у домов. Для его сброса мы определили на окраине поселка полигон, собираемся огородить эту свалку.
Регулярно проводим субботники, стараемся поддерживать чистоту в поселке.
ВОДА, ВОДА…
Река Сулак, полноводная, искрящаяся, спешит к Каспийскому морю, по пути разделяя поселок на две части. Казалось бы, вот она, вода, и нет с ней никаких проблем! Но не все так гладко, как на поверхности реки.
С правой стороны, у въезда в поселок, за высоким бетонным забором находится насосная станция, три ее насоса качают воду прямо из реки. (В день нашего приезда работал только один насос, два других были поломаны).
Эту воду люди пьют. Правда, на станции вода хлорируется, но осенью и зимой, когда от дождей и сели вода похожа на кисель, эта процедура бесполезна, поскольку хлорка выпадает в осадок, образуя густые хлопья.
И вот эта густая масса устремляется в изношенные на 90% водопроводные трубы.
Трубы забиваются илом, становятся тонкими, как бумага, даже не подлежат сварочным работам. Иногда приходится отключать воду целым улицам.
Конечно, в каждом дворе имеются отстойники, где вода очищается от грязи несколько дней, а в домах уже фильтры в зависимости от возможностей и желания хозяев.
Несомненно, для такой соленой почвы, как в Сулаке, нужны новые пластиковые трубы. И с такой просьбой жители неоднократно обращались в администрацию, но пока этот вопрос также не решен.
В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ!
Центр поселка, безусловно, здание администрации – одноэтажное, крепкое, после недавнего капитального ремонта. Здесь же расположены кассы для приема платежей за коммунальные услуги, в город по этому поводу ездить больше не нужно. Ну и все остальное, как положено: слева территориальный отдел полиции, справа почта, напротив школа.
13 сентября пройдут выборы в представительные органы Махачкалы, в поселке к этому событию готовятся, будут два избирательных участка, один в администрации, другой в школе.
Кстати, один из жителей поселка – кандидат в депутаты, будет в районном парламенте представлять интересы сулакцев.
Сулакская школа №21 тоже усиленно готовится к важному событию – началу нового учебного года. Завхоз Шахбан Гаджиев называет цифру готовности: более 80%. В коридорах стоит сильный запах краски. Покрасили, побелили все своими руками: кабинеты, коридоры, даже фасад здания, осталось покрасить только фундамент.
Но свежая краска не может скрыть потрескавшиеся стены, неровный пол. Школа существует с 1961 года, капитальный ремонт в ней ни разу не проводился. Рассчитана школа на 600 учащихся, но посещают ее в две смены 825 ребятишек.
Туалет находится во дворе: и большим, и маленьким приходится туда бегать в любую погоду.
В 2007 году была построена пристройка к школе, но чтобы дети учились в одну смену, нужна еще одна, благо место для этого есть.
В поселке нет ни своего спортзала, ни Дома культуры. Чтобы как-то занять молодежь, в школе действуют различные кружки и спортивные секции, благо есть свое большое футбольное поле. Собираются открыть филиал от школы искусств №7.
ГЛАВНОЕ – ЗДОРОВЬЕ
Поселковая больница расположена на правом берегу реки Сулак. Чтобы до нее добраться, нужно проехать по старому мосту с неровным деревянным покрытием. Мост находится в аварийном состоянии.
Здание больницы было сдано в эксплуатацию в прошлом году, приятно удивляет блеском новеньких плиток, чистотой стен и потолков. Больница двухэтажная, на первом этаже ведется амбулаторный прием, на втором – стационар. Палаты рассчитаны на 15 коек, нет привычной для медучреждений тесноты и скученности.
Терапевт Нурайдат Хабирова в поликлинике принимает в день от 20 до 25 человек. Она рассказывает, что в больнице работают специалисты как свои, местные, так и приезжие из города. Если необходимо дополнительное исследование, больных отправляют в муниципальный диагностический центр или в поликлинику при муниципальном гериатрическом центре.
РЫБАКИ И ПОГРАНИЧНИКИ
Раньше, в советские времена, Сулак был центром рыболовства в Дагестане. На землях поселка располагался рыболовецкий колхоз имени Чапаева, работал рыбоконсервный комбинат. Работы хватало для всех. С началом перестройки развалился колхоз, обанкротился комбинат.
Сегодня половина трудоспособного населения постоянной работы не имеет.
Люди уезжают на Север, работают вахтовым методом на стройках.
Оставшиеся в поселке объединены в рыболовецкие предприятия: ООО «ГолдФиш», ОАО «Глав. Сулак» и МУП «Сулак-рыба».
Атай Атаев – рыбак, трудится в системе МУП «Сулак-рыба». Говорит, что люди обижаются на пограничников, которые чинят препятствия в их работе.
Пограничники (пограничная застава в ПГТ Сулак Пограничного управления ФСБ РФ по РД. – Прим. «МИ») запрещают рыбакам выходить на своих байдах (маломерное судно. – Прим. «МИ») в море ночью.
Между тем научно доказано и практикой проверено, что такую рыбу, как кефаль, целесообразнее ловить ночью с использованием прожекторов.
Но пограничники в своих требованиях ссылаются на приказ по ФСБ № 515 от 15 октября
Рыбаков, нарушивших это правило, штрафуют. Атай говорит, что в последний раз его оштрафовали на 700 рублей за то, что не вернулся засветло с моря. У него поломалась байда; пока чинил, стемнело. Вот и пришлось платить.
Штрафуют рыбаков и за так называемый прилов, за пойманную рыбу, не обозначенную в лицензии. Например, если имеется квота на кефаль, а попались судак или лещ, то их нужно отпустить.
Ибадула Уразалиевич утверждает, что случаев браконьерства в их поселке не бывает. Рыбаки сдают улов своему предприятию, оставляя определенную часть себе. Этой рыбой женщины торгуют на рынках или ходят по дворам с призывными криками «Риба, риба!».
ЖИТЬ НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ
В будущее интересно заглядывать, планировать, мечтать. Каким видит будущее поселка Сулак его глава? Ибадула Уразалиевич считает, что, помимо рыболовства, следует развивать такие отрасли, как разведение крупного рогатого скота, садоводство, туристический бизнес.
Поселок разрастается, в год здесь рождаются 70-80 детей, а молодым семьям нужно строиться, нужны земельные участки. Сегодня на рассмотрении в Управлении архитектуры и градостроительства города около 600 заявлений с просьбой о земельном участке в Сулаке.
Те, кто работает на северных стройках, в конце концов вернутся на родину, и для них нужно будет обеспечить и рабочие места, и комфортное проживание.
По поручению Главы Республики Дагестан администрацией города Махачкалы разрабатывается государственная программа «Развитие сел и поселков МО ГО г. Махачкала на 2015-2019 гг.».
Глава поселка Сулак уже подготовил актуализированный список программных мероприятий: это строительство детсада на 280 мест, Дома культуры и спортивного зала, замена ветхих коммуникаций и еще много чего необходимого для достойной жизни на родной земле.