Гайдарбек Гайдарбеков: «Сочетание “спорт – работа – вера” для меня одно целое и неделимое»

 Первый крупный успех на международной боксерской арене Дагестану принес Нурмагомед Шанавазов, став чемпионом Европы в 1985 году на турнире в Будапеште. И хоть в последующие годы он становился серебряным призером Олимпиады в Сеуле, в Дагестане все ждали олимпийского золота.

Следующей надеждой дагестанцев стал Тимур Гайдалов, ставший в 1999 году в американском Хьюстоне чемпионом мира по боксу, а затем, в 2002 году, выигравший золото чемпионата Европы, занимающий ныне пост заместителя председателя Комитета по спорту, туризму и делам молодежи г. Махачкалы. Однако олимпийская золотая медаль так и не была привезена в Страну гор.

Год 2004-й. 28-летний уроженец Чародинского района Дагестана Гайдарбек Гайдарбеков становится олимпийским чемпионом игр в Афинах, обыграв в финальной схватке представителя Казахстана Геннадия Головкина. И хотя до этого в 2000 году Гайдарбеков тоже привозил серебряную медаль с Олимпиады в Сиднее, главным успехом сам спортсмен считает именно золото Олимпиады.

Первый дагестанец, сумевший взять олимпийское золото, старший тренер сборной Дагестана по боксу, заместитель министра спорта РД Гайдарбек Гайдарбеков дал интервью «МИ».

 

БЕЗ ПОДДЕРЖКИ – НИКУДА…

– Насколько нам известно, вы – сирота. Кто вам помог добиться таких высоких достижений в спорте?

– В первую очередь хочу сказать, что любое достижение невозможно без чьей-либо помощи. Весомый вклад в мои достижения внес, конечно же, мой тренер Магомед Мусаевич Магомедов, за что я буду благодарен ему всю жизнь. Также не могу не вспомнить Шарапутдина Мусаева (известный дагестанский политик и бизнесмен, бывший глава Пенсионного фонда РД, застреленный в Москве 17 апреля 2005 года. – Прим. «МИ»), который когда-то был президентом Федерации бокса Дагестана. Он – человек с большой буквы, он оказал мне и всем боксерам, которые тренировались в то время, огромную поддержку. И, думаю, благодаря ему, бокс в нашей республике догнал вольную борьбу по популярности. И, конечно же, мои родственники, близкие и односельчане. Магомедхан Арацилов – чемпион мира 78-го года по боксу (серебряный призер Олимпиады-80, чемпион мира, многократный чемпион СССР по боксу. – Прим. «МИ»), Хасрат Магомедов (известный в республике спортивный врач и борец, скончавшийся в мае 2015 года в возрасте 65 лет. – Прим. «МИ»), которого нет с нами, – это люди которые понимали спорт и знали о нем все. Хочу подчеркнуть еще раз, что все мои победы дались мне благодаря поддержке близких. Если даже ты чего-то стоишь, без людей, стоящих за тобой, ты не пойдешь далеко.

– Вы активно участвуете во многих религиозных мероприятиях. Хотелось бы побольше узнать о вашем отношении к религии. И как вы сочетаете государственную службу и религию?

– Самое главное, на мой взгляд, в жизни каждого человека – религия. И, думаю, без веры в Бога я бы не достиг и половины того, что имею. Когда я расстраивался, то полагался на Всевышнего. Вера занимает первое место в моей жизни. А работа – это другое. Я к ней отношусь серьезно, так же я относился и к спортивной карьере. Религия не может мешать работе. Другое дело, когда ты сам думаешь, что совмещать религию и работу невозможно. Это неверно. Просто нужно любить то, что ты делаешь, а без любви к Богу невозможна любовь к чему-либо другому.

Когда меня спрашивают об отношении к религии, я привожу такой пример: когда человек верит в Бога, он боится сделать что-то плохое, а когда у него в сердце нет веры, он уже не боится ничего, и ему все дозволено. Поэтому сочетание «спорт – работа – вера» для меня одно целое и неделимое.

– На Олимпийских играх 2000 года в Сиднее вы стали серебряным призером. Чего вам тогда не хватило? Насколько сильно сожаление о поражении в финале?

– Это очень популярный вопрос (улыбается). Мне часто его задают. Некоторые мои болельщики говорят, что для них я являюсь двукратным олимпиймским чемпионом. Почему? Потому что в финальной схватке я проиграл с минимальной разницей в счете, если мне не изменяет память, 17 – 15. Но за 50 секунд до конца боя я выигрывал со счетом 15 – 14. Но что делать, если так получилось… Значит, так должно было случиться. И о поражении в финале Олимпиады-2000 я нисколько не жалею. Все, что ни делается, – к лучшему.

Возможно, если бы я не проиграл в Сиднее, то не поехал бы в Афины, потому что огромного желания продолжать дальше у меня не было, поскольку бокс – это очень тяжелый вид спорта. Но у меня появился стимул взять золото Олимпиады, ведь это основная цель каждого спортсмена.

Тогда мне было 23 года. Конечно, я расстроился из-за поражения в финальном бою, но поддержка тренеров и близких сделала свое дело. Они дали мне понять, что золото Олимпиады мне под силу.

– После Игр в Сиднее вам поступало огромное количество предложений перейти в профессиональный бокс, но вы отказывались заключать контракты с промоутерами. Почему?

 – Я со многими говорил насчет этого. Когда мы с Костей Дзю были в Австралии, он рассказал мне о том, что у него были проблемы с профессиональными контрактами, и он долгое время не мог боксировать. Тогда было много аферистов, да и сейчас их не мало. Они манили боксеров хорошими условиями, но на деле подсовывали молодым и неопытным спортсменам контракты на английском языке, в которых все было прописано с учетом только интересов промоутера. И если ты не был подкован юридически, то мог получить большие проблемы.

Поэтому я осторожничал. Конечно, было много заявок, но контракты не были мне интересны. Бывало и такое, что предложения поступали только устные, ничего конкретного. А после чемпионства в Афинах было много конкретных предложений, но мне это уже не было интересно. Тогда я покинул ринг.

 

«НАЕЛСЯ»…

– С чем было связано ваше решение уйти из бокса в 2004 году?

– Вообще еще в 2003 году, когда меня засудили в финале чемпионата России по боксу в поединке против москвича Матвея Коробова, желание заниматься боксом у меня немного поубавилось.

Я не часто жалуюсь на судейство, но считаю, что тот поединок – единственный в моей жизни, когда меня засудили. К сожалению, тогда победу отдали Коробову. После этого я немного сломался психологически.

До Олимпиады оставался год, а я хотел уйти. Но тогда за меня взялся мой тренер Магомед Мусаевич. Помню разговор с ним, когда он на повышенных тонах объяснял мне, что я должен поехать на Олимпиаду в Афинах. И другие близкие сказали мне: «Соберись, парень». Я собрался и продолжил заниматься боксом.

И в 2004 году, перед Олимпийскими играми, старший тренер сборной России по боксу Николай Дмитриевич Хромов, который всегда меня поддерживал, объяснил мне, что на него давят «сверху», и в Министерстве спорта хотят, чтобы на Играх выступал молодой и перспективный москвич Матвей Коробов, который до этого стал чемпионом мира.

Но Хромов и Шарапудин Мусаев настаивали на спарринге перед чемпионатом Европы, на который мог поехать только один из нас. А на европейском чемпионате уже решалась судьба путевок на Олимпиаду.

И помню, на последнем сборе перед Европой у меня было четверо соперников, это было тяжело. Каждый из нас был готов «перегрызть глотку» друг другу, ведь из четверых мог поехать только один.

И случилось так, что один из четверых сломал палец на сборах, другому не смогли собрать документы на выезд за границу. Вот и остались мы с Коробовым.

В спарринге с Матвеем я победил единогласным решением судей. Вот так я и попал на чемпионат Европы. Москвичи до последнего надеялись, что я проиграю, и они смогут протолкнуть Коробова. Но после того, как я стал чемпионом Европы и мне дали звание «Лучший боксер Европы», у них не было выбора. Да и потом, путевки на ОИ были именными, то есть кроме меня не мог поехать никто другой, и если бы даже я получил травму, то путевка передавалась серебряному призеру европейского чемпионата, вот так я и заслужил шанс на участие в Олимпийских играх.

Что касается моего решения «повесить перчатки на стену», то после того, как я стал олимпийским чемпионом, я сразу же заявил, что не хочу больше тренироваться. Почему? Потому что у меня было много незалеченных до конца травм. На сегодняшний день все мои старые «болячки» дают о себе знать. Когда я начинаю тренироваться для себя, появляются боли в локтях, ногах и коленях. Еще в финале ОИ-2004 я разбил руку, но, к счастью, она зажила, и сегодня меня не беспокоит.

Да и возраст берет свое. Мне было тогда уже 28 лет. Для боксера это много, несмотря на то, что некоторые боксировали после 30 лет. Например, Александр Лебзяк в 31 год выступал на
ОИ-2000.

Думаю, когда нет большого желания заниматься чем-то, лучше это оставить. Люди, которых я уважаю, говорили мне, что нужно заканчивать на «высокой ноте», ведь если продолжать дальше, без большого энтузиазма – будет спад, начнутся проигрыши.

Но не это сыграло решающую роль. Для меня было важно мое здоровье, да и родственники устали от моего постоянного отсутствия дома, 15 лет в боксе – это не шутки. В общем, я «наелся» (улыбается).

 

ТОЛЬКО БОКС…

– До переезда в Каспийск вы увлекались только вольной борьбой. Кто привел вас в бокс?

– Все просто (улыбается). У нас в районе можно было заниматься или борьбой, или волейболом.

Когда не стало матери, мне с братом пришлось переехать в город. Точнее старший брат забрал меня в Каспийск. Долгое время мы не могли определиться, чем я буду заниматься, борьбой или боксом. И я решил пойти в вольную борьбу.

Тогда моим тренером был Владимир Сергеевич Юмин. У него была хорошая школа и отлично тренированные ребята. Через пару месяцев после тренировок с Владимиром Сергеевичем я понял, что просто «не тяну». Мне, конечно же, не нравилось, что меня побеждают. И тогда старший брат предложил мне бокс.

Он отвел меня в спортзал к Магомеду Мусаевичу, которому уже тогда было около 70 лет, а сейчас ему 84 года, и как ни странно, он «завязал» только 2 года назад. Вспоминаю, как сложно мне было в первую неделю тренировок, но помощь Магомеда Мусаевича и характер сделали свое.

– В 2012 году вы вошли в число доверенных лиц нынешнего Президента России Владимира Владимировича Путина. Чем, по-вашему, вы заслужили это?

– Я думаю, что Владимир Владимирович хотел собрать под своим крылом людей, добившихся успехов в том, чем они занимаются. Спортсмены, врачи, профессора, актеры, которые достигли успеха в жизни, могут передать свой опыт последующим поколениям и подсказать, как добиться лучших результатов. Вот я, добившись золота Олимпиады, и стал доверенным лицом Владимира Путина (улыбается).

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Махачкалинца ждёт суд за оставление в опасности, повлекшее смерть человека

Прокуратура Ленинского района Махачкалы направила в суд уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в оставлении в опасности, повлекшем...

Замдиректора Дирекции парков и скверов Махачкалы подозревается в получении крупной взятки

Возбуждено уголовное дело в отношении первого заместителя директора МБУ "Дирекция парков и скверов" города Махачкалы, подозреваемого в получении взятки...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам