В лучшие времена на заводе трудились около 4-х тысяч человек, для них строилось комфортабельное жилье, имелись детские сады, поликлиника, дешевая столовая, семейные общежития.
Предприятие, награжденное орденом Трудового Красного Знамени, процветало. Что сегодня происходит на заводе, как живется коллективу после пронесшихся над страной бурь перестройки, приватизации – в новых экономических условиях? Историю завода невозможно отделить от истории страны – становление, развитие, расцвет в советские времена и героическое стремление удержаться на плаву, не сдавая своих позиций, сегодня уже фактически в другой стране.
ИМЯ МАГОМЕДА ГАДЖИЕВА
В далеком 1930 году Совет Народных Комиссаров ДАССР принял решение о строительстве в Махачкале ремонтно-механического завода. Днем рождения завода считается 7 ноября 1932 года, когда в литейном цеху была произведена первая в республике плавка.
В 1939 году, когда стало понятно, что войны не избежать, на заводе началась подготовка производства к выпуску противотанковых снарядов и мин.
В первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, начался выпуск продукции для нужд фронта.
На фронт ушли более 400 заводчан, молодых, здоровых рабочих, но производство не останавливалось ни на минуту. Жены, дети, сестры ушедших воевать заняли их места у станков.
Время было тяжелое – новых работников нужно было обучать, да еще наладить выпуск боевой техники, боеприпасов, вооружения.
На трудности никто не жаловался – все понимали, что именно его труд приближает победу над врагом. Многие оставались на ночь в цехах, сделав нары, спали поочередно, обедали у своего рабочего места. Дети трудились наравне со взрослыми, подставив под ноги пустые фанерные ящики, чтобы дотянуться до станка.
Заводчане собирали средства в фонд обороны страны, отсылали теплые вещи и подарки для Красной Армии.
На новые достижения заводчан вдохновил Указ Президиума Верховного Совета ДАССР от 1 декабря 1942 года о присвоении заводу имени Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева.
В 1943 году предприятие было передано в систему Наркомата морского флота СССР, организован судомеханический цех, который специализировался на изготовлении судовых механизмов.
За трудовые успехи коллективу было присуждено переходящее Красное знамя Наркомфлота ВЦСПС и Красное знамя Госкомитета обороны – 7 месяцев подряд.
НАЧАЛО НАЧАЛ
Много славных дел на счету у гаджиевцев, много хороших страниц вписали они в историю своего завода. В 1946 году началось освоение новой продукции – насосов. В 1957 году машиностроительный завод имени Гаджиева становится одним из основных производителей насосов для различных отраслей народного хозяйства. В 1985 году коллектив награждается орденом Трудового Красного Знамени. Самая значимая дата сегодня – 11 июня 2015 года, когда на территории Карабудахкентского района, на инвестплощадке «Уйташ» заложен первый камень под строительство нового литейного цеха ОАО «Завод имени Гаджиева».
История завода начиналась с первой плавки в литейном цеху, новая его история продолжится с нового литейного цеха.
Кстати, тот самый исторический цех, с которого начинался завод, работает и сегодня.
Начальник цеха Курбан Исмаилов горд своей работой, литейный цех для всех – начало начал. С литья все начинается, потом все заготовки идут на доработку и переработку в другие цеха. Курбан Багомаевич рассказывает, что в цеху плавят задвижки, поворотные затворы, судовую арматуру, выполняют и другие заказы, например, к юбилею города Дербента сделали фонари и парковые скамейки.
Неплохая зарплата у плавильщиков и формовщиков – 30-35 тысяч рублей.
Работа, конечно, тяжелая, но на нехватку специалистов начальник не жалуется, для сегодняшнего объема производства рабочих хватает. Хотя и не мешает подумать о будущем: трудятся, в основном, люди в возрасте, за 40-50 лет, есть и те, кому под 70 лет. Молодых наберется человек 15, желающих охотно берут на работу, иногородним предоставляют общежитие, платят в течение 6-ти месяцев так называемые «ученические». Обучают молодежь опытные наставники, рабочие, к которым «прикрепляют» учеников.
В литейном цеху трудятся 74 человека, в новый же, на «Уйташ» потребуется уже до 200 человек.
НА НОВОЕ МЕСТО
«Уйташ» – первый этап переселения всех площадей завода на новое место.
Впервые мысль о переносе заводов за пределы столицы озвучил Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов в одном из своих выступлений: «Сейчас нам нужно вынести старые заводы за территорию города и построить на освободившейся территории молодежные центры, детские площадки, разбить парки».
Генеральный директор завода Абдулвагаб Папалашов рассчитывает, что полностью предприятие будет переведено к 2020-2021 году. Почему понадобилось перебираться из города? Причин несколько: если когда-то завод начинался на окраине города, на пустыре среди камыша и болот, то сегодня он уже в центре мегаполиса. А по правилам экологической безопасности в центре не должно быть вредных производств, таких как литейный цех и кузнечно-прессовый. Вторая причина экономическая – дорого справляться с вредными выбросами и сильно увеличились налоги на землю и имущество.
– Мы заложили новый литейный цех, первый корпус которого будет сдан к 7 ноября 2016 года, – говорит Абдулвагаб Яхъяевич, – завершили работу по периметру завода, еще через год собираемся запускать кузнечно-прессовый цех.
За 2016-17 годы организуем заготовительное производство на «Уйташ»: туда будем возить сырье, оттуда – заготовки. Конечно, затягивать с переездом нельзя, но этот процесс полностью зависит от нашей экономической состоятельности.
УДАЛОСЬ ВЫЖИТЬ
За годы перестройки, затем развала Советского Союза завод многое потерял: от почти 4-тысячного коллектива осталось 640 человек, из-за потери экономических связей резко сократилось производство. Работать по заранее намеченному плану больше не приходится, нужно участвовать в тендерах, выигрывать заказы на изготовление продукции.
Почему в таких условиях завод не только не исчез, но и не потерял свое лицо?
– Потому, что наш коллектив имеет свои, сложившиеся десятилетиями традиции, – говорит генеральный директор, – огромное желание трудиться, потому, что наш завод носит имя Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева. Мы просто не имеем права погубить предприятие, себя и это славное имя. Мы не можем забыть тех, кто ушел на фронт от станков, геройски воевал, мы гордимся, что на заводе работали Герои Советского Союза Иван Горбачев и Яков Сулейманов.
Руководство завода приложило колоссальные усилия, чтобы в тяжелых условиях развала экономики сохранить производство, коллектив, не только выжить, но и освоить новые технологии.
Третью часть объема производства составляли бытовые насосы для шахтеров Украины. Завод выпускал 1,5 тысячи насосов в месяц, сегодня 1000 насосов в год…
В поисках продукции, подходящей по технологии, освоили запорную арматуру для нефтегазоперерабатывающих предприятий, это вентиля, клапаны, задвижки из нержавеющей стали.
На базе насоса для откачки грязной воды из штреков шахт решили разработать винтовой насос для добычи тяжелой нефти. Это был очень ответственный шаг, долго думали, стоит ли браться за это новое незнакомое дело.
Не все знают, что в недрах земли тяжелой нефти осталось больше, чем легкой. Тяжелая нефть – густая, чтобы ее добыть, нужен специальный насос.
Долго осваивали новую продукцию, испытывали на предприятиях по добыче нефти. На освоение винтового насоса ушло 13-14 лет. И все-таки он состоялся! Сегодня насосы поставляются в нефтяную компанию «Лукойл».
Освоили на заводе задвижки с обрезиненным клином для жилищно-коммунального хозяйства, которые поставляются в Мосводоканал.
Разрабатываются счетчики для воды, весьма актуально для нашего времени, когда приходится экономить буквально на всем. Работают гаджиевцы и над другими проектами.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ЧТО ЭТО?
Говорить об импортозамещении Папалашов не любит, хотя, как сам признает, на эту тему было проведено немало совещаний. Чтобы делать равноценные импортным изделия, нужны современные станки, которые стоят очень больших денег. Ни один банк на эти цели денег не дает.
Начинать импортозамещение нужно, прежде всего, со станкостроительной, радиоэлектронной промышленности.
Без нормального станка, который может сделать нормальную деталь, какое может быть импортозамещение?
Чтобы это понятие воплотить в жизнь, нужна соответствующая подготовка, но над этим никто не работает.
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ
Начало 90-х годов прошлого столетия было сложным временем для всех без исключения. Досталось по полной программе заводу имени Гаджиева, который в 1993 году становится акционерным обществом.
Абдулвагаб Яхъяевич вспоминает: постоянные структурные изменения в руководстве отрасли, то Министерство экономики, то Министерство промышленности, то Министерство обороны, руководители менялись, а практически никто не помогал ни инвестициями, ни кредитами, короче, полная неразбериха. И тут – приватизация, как снег на голову.
Единственное, что удалось сделать в этой ситуации – не пустить на завод чужих, тех, кто зарился на заводскую землю и оборудование.
Команде завода удалось взять 90% акций.
Как результат – удалось сохранить коллектив, почти все технологии, кроме производства товаров народного потребления (знаменитые солнцезащитные очки. – Прим. «МИ»), освоить новые производства.
… 83 года назад, 7 ноября 1932 года, рабочие завода, вернувшись после демонстрации в честь Октябрьской революции, сделали первую в республике плавку. Традиции не прерываются: 7 ноября 2016 года будет произведена первая плавка в новом литейном цеху. Жизнь продолжается.