Представители «Исламского государства» и им сочувствующие в своих видеороликах используют новейшие технологии, которые уже сейчас сравнивают с профессиональной работой первоклассных режиссеров. ИГИЛ – это машина, которую сейчас пытаются остановить на полном ходу.
«МИ» приводит мнения специалистов о том, чем сегодня собираются «брать» террористы многомиллионую аудиторию интернета.
Немецкий журналист Юрген Тоденхофер – единственный, которого террористы пустили к себе. В течение десяти дней он наблюдал за тем, как живет «Исламское государство», кто и откуда в него приезжает воевать. В интервью «Первому каналу» и Русской службе BBC журналист заявил, что в ИГ приезжают люди со всего света.
«Много людей из России, Америки, Англии, Германии, Франции, Швеции. Ежедневно в лагерь приезжало 200-300 человек. Я думал, что увижу там просто террористов, а увидел жестокое государство, которое возглавляют боевики. У меня сложилось впечатление, что они хотели показать мне, что ИГ вполне жизнеспособно, оно ведет активную пропаганду. Я видел брошюры, в которых рассказано, как правильно обращаться с женщинами и рабами. Некоторые боевики поразили меня своей жестокостью. Они показывали на меня пальцем, проведя им по горлу, и говорили: «Мы никогда не подадим тебе руки». С таким количеством постоянных новобранцев такого врага будет сложно победить», – уверен Тоденхофер.
Видеоролики ИГ понятны западному обществу. Взять, к примеру, их «любовь» к оранжевым робам – одежде заключенных США, которую часто можно встретить в американских фильмах. Для своих видео боевики используют современную технику – телевизионные краны, съемки с нескольких камер, часто используют голливудские сюжеты, подстроенные под себя.
Доктор философских наук, вице-президент Российской криминологической ассоциации Игорь Сундиев в одном из своих докладов отметил, что ИГ – это крупная корпорация, значит, и относиться к ней нужно соответственно.
«Они обладают колоссальными ресурсами. У них есть медиа-организация, сопоставимая по масштабу с CNN или BBC. И это уже не Голливуд, это – масштабнее», – уверен Сундиев.
И, действительно, пропагандисты ИГ используют сегодня все возможности всемирной паутины: создают игры для смартфонов, активно ведут блоги, заняты выпуском сувенирной продукции. В общем, работают, как это принято говорить в медийных кругах, «на раскрутку своего имени».
Заместитель директора Института по исследованию СМИ Эллиот Цвейг в комментарии одному из российских телеканалов высказал мнение, что производством видеороликов для ИГ заняты «люди с Запада».
«Мы знаем, что множество западных жителей эмигрировали в регионы, которые контролирует ИГ, и далеко не все там находятся на поле боя. Некоторые из них берут в руки видеокамеры или от имени ИГИЛ занимаются вопросами производства видеоматериалов. Они знают современные медиатехнологии, прекрасно ориентируются в вопросах создания брендов и знают отличные способы общения с аудиторией», – заверяет Цвейг.
Понятно, что для столь мощной организации, которой является ИГ, нужны постоянные денежные вливания. Российские политологи уверены, что не последнюю роль в этой истории сыграл Катар. Так, российский востоковед и экономист, президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока» Евгений Сатановский считает, что ИГ создал Катар в противовес террористической организации «Аль-Каида».
«Аль-Каида» – инструмент саудовской разведки, а ИГ – это игрушка эмирата Катар – заклятого соседа и тяжелого противника Саудовской Аравии. Это два государства, два соседа и, что называется, «террариум единомышленников». Примечательно, что наши американские коллеги, занимаясь Россией и выдумыванием новых санкций, никак не могут остановить те турецкие корпорации, которые покупают нефть, продаваемую ИГ напрямую или через арабский Курдистан. Посмотрите, кто идет в «Исламское государство» – это врачи, инженеры-нефтяники, химики. И идут они туда не потому, что нищие, а затем, чтобы строить свой новый мир. Вы там можете продавать рабынь, взрывать, убивать и ведь, возвратившись к себе домой, в Британию, например, вам абсолютно ничего не сделают. Это возврат в абсолютное средневековье», – заявляет Сатановский.
Сегодня к борьбе с ИГ готовы присоединиться Франция и даже Америка, заявившая, что «одобряет» политику Владимира Путина в Сирии. Чем могут помочь в данном случае простые люди, активные пользователи интернета? Хотя бы не делать репосты видеороликов ИГ, которые пестрят особой жестокостью и завлекают в иллюзорный мир, итоговое нахождение в котором – смерть.