Не все выставки, проходившие в этом хорошо известном элитарной публике Москвы выставочном зале, собирали такое большое количество посетителей. Интерес к произведениям этого художника вполне оправдан яркой самобытностью его творчества, высоким профессионализмом, умением создавать свой, яркий и незабываемый мир образов и красок.
Портреты, пейзажи (в том числе и посвященные Москве, где художник живет уже столько лет), натюрморты, абстрактные композиции, изображения животных, обнаженная натура, цветы… Все они такие разные и такие интересные! В них есть и фантазия, и любовь к природе, и философское отношение к жизни, и свое понимание красоты. Его искусство привлекает культурного зрителя своей интеллигентностью, поэтичностью, красотой. Это поистине последний романтик нашего сурового и суетного времени, такого, увы, не богатого на высокие чувства и тонкость восприятия прекрасного. Мир произведений Хаджи-Мурада помогает понять искусство как храм, где мир, созданный Богом, воспевается людьми, наделенными даром восприятия красоты и божественного смысла, чтобы помочь людям найти в хаосе их бытия то, что хотя и не лежит на его поверхности, но является сутью вне времени и территориальных границ.
Персональная выставка Хаджи-Мурада Алиханова, прошедшая осенью в Москве, 15-я по счету. Автор имеет богатый выставочный опыт, его работы знакомы московскому зрителю. Он принимал участие и в международных выставках (в Бельгии, Германии, Венгрии, Франции, Сирии), в больших выставках городов стран СНГ, крупных выставочных проектах российской столицы. Его работы находятся в художественных коллекциях России, Европы, Америки.
Эта же выставка имела особое значение для самого художника, так как он представил на суд зрителей, в том числе своих коллег-художников (а Московский Союз художников – самое большое профессиональное творческое объединение России, существующее еще с 1932 года), свои самые новые работы, которым он придает большое значение. Ведь все они – плод его интеллектуальной и профессиональной деятельности за последние несколько лет, отражение его внутренней жизни, философских поисков, творческих экспериментов, развития его необычного таланта.
С 1981 года Хаджи-Мурад Алиханов является членом этого творческого объединения и как художник сложился и сформировался в стенах этого союза.
На выставке представлены его большие живописные полотна. Уже давно художник работает в живописи как художник-абстракционист. У него много и предметных, тематических работ. Его искусство интересно и тем, как неожиданно, смело, но в то же время органично он использует разные стили и направления живописи в своем искусстве, обновляя их, привнося в старую традицию свежий смысл и создавая новое оригинальное концептуальное пространство.
Творчество Хаджи-Мурада Алиханова интересно и своей любовью к народной традиции. Будучи выходцем из Дагестана, он никогда не порывал с его национальной культурой. У него есть, к примеру, цикл произведений, посвященных басням Гамзата Цадасы («Ослица и вол Магомы», «Ревизия хомяка» и др.). Эта серия гравюр насчитывает более 30 произведений. А цикл произведений по мотивам книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан» (около 40 листов) представлял российскую культуру на биеннале в Брюсселе в 1982 году. В серии портретов есть и работы «Поэт Абуталиб», «Портрет Эльдара», «Арсений Тарковский», выполненные художником с психологической точностью и темпераментом. Алиханов часто подсознательно использует в своих пейзажах восточный колорит – яркие, насыщенные цвета, характерную пластику, специфическую ритмическую культуру. За счет нее и многие его работы, написанные в Москве и часто ей и посвященные, носят своеобразный, неповторимый характер, придавая знакомым среднерусским пейзажам неожиданную красочность и легкость.
Неповторимый живописно-графический, зачастую сложный для дешифровки, язык Хаджи-Мурада выработался еще на ранних этапах творческого пути. На этом языке он говорит со своим зрителем посредством различных видов изобразительного искусства, каждый раз удивляя новыми перевоплощениями – будь то живописное полотно или графическая серия. За последние годы его и без того богатый технический багаж пополнился новыми опытами в техниках разложения цвета и фигуративной абстракции. Большинство новых работ пейзажного жанра чаще всего решены в этой новой оригинальной манере и имеют совершенно неожиданное, но чаще всего точно обозначенное значение – например «Пейзаж. В поисках Жар-птицы», «Тюльпаны. Горы», «Архитектура», «Пирс», «Прибрежный город», «Город. Дождь», «Старый Арбат. Май, сирень», «Долина Дагестана. Посвящается М.Ю. Лермонтову». Художник виртуозно пользуется своим знанием колористической и пластической ритмики, смелыми композиционными приемами, добиваясь неожиданных и впечатляющих зрительных эффектов. При их внешней декоративности художник очень конкретно формулирует заявленную им тему – будь то пейзаж, портрет или философская абстракция. Его работа «Долина Дагестана. Посвящается Лермонтову» решена как абстракция, в которой, однако легко прослеживается связь с любимыми темами творчества поэта в его кавказский период с их характерной ритмикой стихов. Чуткое, интуитивное сознание художника способно уловить нюансы звуков в распределении цветных фигур на холсте таким образом, что из внешнего хаоса и безмолвия рождается настоящая цветовая симфония, ожившая в живописи гармонией поэтических символов.
– Мир не станет лучше, если мы сами об этом не позаботимся, – говорит сложный мир образов его полотен. Эта истина, как и все истины – проста. Ей и посвящено творчество человека, отдавшего искусству всю свою жизнь. И судя по реакции зрителей – не напрасно.