Как сложилась судьба жильцов злополучного дома, «МИ» рассказала его жительница, 67-летняя пенсионерка Любовь Кондракова, которая обратилась в редакцию нашей газеты.
– Так получилось, что я с сыном, невесткой и четырьмя малолетними внуками вынуждена жить в этой маленькой двухкомнатной квартире. Проживаю я по этому адресу с 1978 года. Дом достаточно старый, можно сказать, ветхий, условий практически никаких нет. Еще в ноябре 1992 года после сильных снегопадов стена дома покрылась трещинами, но тогда специалисты заверили нас, что жить можно, и никакой опасности нет. Но то, что случилось в ноябре 2014 года, когда мы чуть не потеряли одного ребенка в результате обвала стены, не дает нам возможности сегодня жить спокойно и ни о чем не беспокоиться, – говорит Любовь Кондракова.
После обрушения стены, по словам Кондраковой, по поручению бывшего главы Советского района Махмуда Амиралиева застройщика обязали предоставить пострадавшим временное жилье. Первый месяц застройщик выплатил по 18 тысяч рублей на съемную квартиру, второй месяц пострадавшие жильцы получили по 20 тыс. рублей. Но после перехода Амиралиева на другую должность, застройщик отказался выплачивать деньги на квартплату.
– Мой сын позвонил ему и сказал, что хозяин требует деньги за квартиру. На что тот просто послал нас куда подальше. Еще 40 тысяч рублей мы получили от МЧС за поврежденное имущество. На эти деньги мы еще два месяца смогли снимать квартиру. Но дальше так жить, снимая квартиру, нам не позволяли наши финансовые возможности. И мы вынуждены были вернуться в наш аварийный дом, – рассказала пострадавшая жительница.
Как обещал застройщик, дом был восстановлен. Но качество работы не обрадовало жильцов: влажные, неутепленные полы, «восстановленная» стена уже через пару месяцев потрескалась и через щели видна была улица.
– Я боюсь оставлять в этом доме детей, мы каждую минуту опасаемся за свою жизнь. Специалист из Госжилинспекции приходил, составил акт, что стена не армирована (не усилена) и в любой момент может просто рухнуть. Застройщик легко отделался, во всем обвинил машиниста экскаватора, а потом начались дожди, которые якобы и размыли землю, – сетует Кондракова.
Женщина открыто заявляет, что обрушение стены подстроено с целью захвата земли для расширения строительства.
– Мы сейчас хотим только одного – либо приведите нашу стену в нормальное состояние или же переселите по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. Жить в таких условиях ни дети, ни я, уже взрослый человек, не можем. Но пока мою просьбу никто не услышал, хотя обращалась и в администрацию города, и в другие властные структуры, – говорит Любовь Кондракова.
Отметим, что дом по улице Даниялова, 42 подпадает под федеральную программу переселения из ветхого и аварийного жилья на 2015-2016 гг.
Начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации города Махачкалы Магомедрасул Гитинов в комментарии «МИ» рассказал, что, действительно, строительство многоэтажки велось в нарушение всех строительных норм. Кроме того, у застройщика не было никаких разрешительных документов.
– Таким образом строительство дома вести нельзя. Я долгое время работал проектировщиком и могу с уверенностью сказать, что там творилось полное безобразие. Они должны были сначала сделать шпунтованную стену, забитую арматурой, потом залить бетон, что исключило бы обрушение соседнего дома. Но всего этого не было сделано. Слава Всевышнему, никто из людей не пострадал, – отметил главный архитектор города.
Гитинов также рассказал, что администрация города выписала предписание застройщику, и строительство многоэтажки было приостановлено до приведения всех необходимых документов в порядок. – Я не говорю, что не надо строить. Строить нужно, город должен развиваться, но при этом не должны страдать наши граждане, – считает главный архитектор Махачкалы. – Застройщик обязан восстановить все разрушения и выполнить все требования жильцов. То, что они сейчас сделали стену из блоков, никаким строительным стандартам и характеристикам теплопроводности не соответствует. Им нужно было хотя бы кирпичную стену сделать, оштукатурить ее и связать для прочности с другими строениями.
Обязать застройщика выполнить все обязательства перед жильцами, по словам Магомедрасула Гитинова, можно только через судебные и правоохранительные органы. А администрация города свою роль уже сыграла – приостановила строительство дома.
«МИ» также удалось связаться с самим застройщиком – Магомедом Абдурахмановым, и вот что он нам сказал: «У меня есть расписка от сына Кондраковой, где он пишет, что никаких претензий по качеству ремонта у него ко мне нет. Наоборот, они мне еще должны деньги за то, что я им сделал ремонт лучше, чем было до обрушения стены. Вам бы стоило увидеть, в каком состоянии была их квартира. Если сейчас они чем-то недовольны, пусть подают в суд. Я с ней (Кондраковой) разговаривать не буду».
Отметим, что на улице Даниялова имеется несколько двухэтажных старых домов, в которых также произошли чрезвычайные происшествия. Так, в феврале 2011 года по адресу ул. Даниялова (Маркова), 40 был произведен поджог двухэтажного старого дома. Личность злоумышленника была установлена, им оказался сожитель владелицы одной из квартир в этом доме. Согласно материалам уголовного дела, он хотел поджечь дом в отместку своей сожительнице из-за возникшего между ними конфликта. Поджигатель осужден на три года. Жильцов дома в течение нескольких лет переселили, а земля была передана в собственность застройщику. (По источникам «МИ», застройщик тот же, что и на ул. Даниялова, 42 – Магомед Абдурахманов. – Прим. авт.)
Также опасаясь возможного поджога, жильцы соседнего двухэтажного дома по адресу Даниялова (Маркова), 38 установили у себя камеру видеонаблюдения. Оказалось, не зря. 2 мая 2014 года 10-летняя дочка квартирантов нарочно подожгла старую мебель в коридоре и сразу выбежала из дома. Вышедшие на запах гари соседи вовремя потушили пожар. Жильцы настаивали на возбуждении уголовного дела и установлении лиц, направивших несовершеннолетнюю девочку на это преступление. Однако уголовное дело не было возбуждено, а девочка с родителями через пару дней переехали.