Не сменой единой…

 НЕ СМЕНОЙ ЕДИНОЙ…

 

В трехмиллионной республике, в которой рождаемость – дело святое, а на строительство новых школ средств не совсем много, с каждым годом все актуальнее становится проблема «перенаселенности» детьми в школьных классах. И основной удар тут, впрочем, как и во многих других вопросах, пришелся на Махачкалу – город, ставший родным домом не только для трети всего населения республики, но и трети всех его проблем…

 

28 детей в одном классе, 30, 35… и даже 39 (!)… Недовольные таким положением дел родители вопрошают: как в таких условиях детей можно чему-то научить, рассмотреть в каждом талант, индивидуальность…

Но проблема с превышением количества учащихся в классах плавно переходит в другую, не менее серьезную – необходимость учиться во вторую и даже третью смены. Для родителей, у которых в школе учится два и более ребенка, к тому же в разные смены, вопрос, как отвозить и привозить детей со школы так, чтобы не потратить на это целый день, становится порой неразрешимым.

 

ТРИ ТРИЛЛИОНА ЗА ОДНУ СМЕНУ

В ноябре прошлого года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев поставил вопрос ребром. На селекторном совещании по вопросам реализации программы «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы» было озвучено, что программа будет ориентирована на переход к обучению в одну смену в современных новых школьных зданиях.

Среди обозначенных председателем правительства направлений работы в рамках реализации программы – задача повысить доступность школьного образования с учетом того, что проблема нехватки мест в детских садах последовательно трансформируется в проблему недостатка мест в школах. Были озвучены цифры, что сегодня более 10 тысяч российских школ ведут обучение в две и три смены, что составляет почти четверть от общего числа школ в стране. 1 млн 800 тысяч детей учатся посменно, более 17 тысяч из них посещают школу в третью смену. На совещании было высказано опасение, что в случае, если не принять необходимые меры, уже в 2016 году количество регионов, в которых дети обучаются в третью смену, возрастет с трех до десяти, то есть более, чем в три раза.

Отдельным абзацем значится вопрос о ветхих школах. На сегодняшний день в стране эксплуатируется 9146 школьных зданий с уровнем износа более 50%, еще 10 683 – с износом более 70%. 633 здания 482 школ находятся в аварийном состоянии, 8 261 здание 6192 школ требует капитального ремонта. Принимая это во внимание, переход на односменное обучение будет осуществляться за счет строительства новых школ. На реализацию программы, рассчитанной на 10 лет, необходимо выделить 3 трлн рублей, 2 из которых покроют средства из федерального бюджета. За счет этих средств в планах у федерального центра создать минимум 4,5 млн мест в школах.

Медведев подчеркнул, что в 2016 году, несмотря на экономические трудности, на старт программы планируется выделить около 50 млрд рублей. Они будут направлены в первую очередь на ликвидацию третьей смены в школах, а также на перевод ветхих и находящихся в аварийном состоянии школ в новые здания.

 

ПЛЮС 20

«В сельских общеобразовательных организациях республики проблема с перегруженностью классов не является актуальной, скорее, наоборот, – комментирует ситуацию и.о. первого заместителя министра образования и науки РД Ширали Алиев. – Но в отличие от сельских школ, средние общеобразовательные учреждения ряда городов, в частности Каспийска и Махачкалы, имеют неравномерную наполняемость классов: при средней наполняемости в количестве 25-ти детей, имеются классы, в которых количество учащихся превышает 30-35. Кроме того, из 69 школ г. Махачкалы в двухсменном режиме ведут обучение 54 образовательные организации, в трехсменном – 9.

К примеру, по сводной информации, за три последних года в Махачкале наблюдается следующая динамика: в 2013/2014 учебном году в первых классах обучался 7 601 учащийся, в 2014/2015 г. – 8 747, в 2015/2016 – 9 385.

Таким образом, динамика увеличения количества обучающихся положительная, однако темпы роста вводимых в эксплуатацию мест отстают. Так, в 2015 году в Махачкале было введено в эксплуатацию МБОУ СОШ №58 (поселок Семендер). Контингент учащихся школы (2001 учащийся) на 55% превышает проектную мощность ОУ (1294 ученических места). Аналогичная ситуация на сегодняшний день присутствует в большинстве образовательных организаций города. По данным Управления образования Махачкалы, с учетом миграционных процессов, которые происходят в республике (отток населения в города, особенно в Махачкалу), для города дополнительно требуется введение в эксплуатацию свыше 20 новых школ», – констатирует Алиев.

По его словам, потребность в строительстве школ определяется исходя из численности детей, занимающихся во вторую и третью смены, а также из количества школ с износом здания более 50 %.

Сегодня в республике более 100 тыс. детей обучаются в 2-3 смены, из них 2 370 детей – в третью смену (преимущественно в городах Махачкале, Каспийске, в Хасавюртовском районе. В этом году добавилось также две школы в Кумторкалинском районе).

«С учетом положительной демографической ситуации и оттока населения из сельской местности в города ситуация в данном направлении ежегодно ухудшается. Темпы строительства не отвечают потребностям к современным условиям обучения. Для улучшения ситуации на федеральном уровне принята программа перехода на односменный режим обучения до 2025 года (о которой говорилось выше. – Прим. «МИ»). Она состоит из двух этапов. При реализации первого этапа программы (2016–2020 гг.) к 2018 году предполагается ликвидировать третью смену обучения, к 2021 году – перевести 1-4-е и 10-11-е классы школ на обучение в одну смену. При реализации второго этапа (2021–2025 гг.) к 2024 году в одну смену станут обучаться все 5-9-е классы школ, к 2025 году – 100% учащихся перейдут из зданий с износом 50% и выше в новые», – отмечает Ширали Алиев, добавляя при этом, что в текущем году уже запланировано строительство школы на 1 224 места в Каспийске. На следующий год – строительство зданий общеобразовательных учреждений в Махачкале, в первую очередь, для ликвидации третьей смены в девяти школах города.

 

КТО ТУТ ЛИШНИЙ?

Парадоксальность ситуации заключается в том, что на основании норм, принятых и действующих на сегодняшний день в Российской Федерации, администрация школы не должна допускать, чтобы в классах обучалось больше 25 детей.

Центральные СМИ писали о случае с директором московской школы №56, которой проверяющие из прокуратуры выписали штраф в размере 500 рублей за то, что в одном из классов было два «лишних» ученика. А выяснилось это после жалобы родителей в прокуратуру о том, что директор школы отказалась принимать их ребенка, сославшись на то, что в классе учатся уже 27 детей вместо 25-ти. Отказ руководителя образовательного учреждения принимать ребенка прокуратура признала обоснованным, но вместе с тем выписала штраф за превышение допустимого числа учащихся в классе.

По словам старшего помощника прокурора Дагестана по взаимодействию со СМИ Татьяны Голубовой, прокуратура республики за последние годы не осуществляла прокурорских проверок школ на предмет выявления фактов нарушений в этой сфере. Однако помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Арсен Азизов разъясняет, что в соответствии с п. 10.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N189, максимально допустимое количество учеников в классе не должно превышать 25 человек.

 

ПЕРЕГРУЖЕНЫ…

Директор школы №18 г. Махачкалы Салим Абдулкадыров отмечает, что переполненность классов – проблема, в первую очередь, школ Сепараторного поселка города: «У нас такой проблемы нет. Она есть в Сепараторном поселке, я знаю. Там большие классы. 34-я школа, 42-я, 26-я… Средний показатель по нашей школе – 25-26 человек».

Однако, как выяснилось, превышение допустимого количества детей в классах – бич не только школ Сепараторного поселка и Кировского района Махачкалы, но и многих школ в других районах города.

Директор одной из городских школ, которая по некоторым причинам не захотела, чтобы мы афишировали ее имя и номер образовательного учреждения, рассказывает: «Естественно, эта проблема есть и в нашей школе. У нас среднестатистическая наполняемость классов – 32-34 человека. Школа построена 50 лет назад, как и большинство образовательных учреждений города. Микрорайоны разрастаются, закрепленная территория, естественно, тоже увеличивается. За нами закреплены определенные дома, детей из которых мы обязаны принять, и тут ничего не поделаешь. Тем более в последние несколько лет в республике наблюдается демографический всплеск… Детей много, особенно в первых и вторых классах… Там вообще классы по 32-34 человека. Не меньше. Обращений принять ребенка в школу много, но почти каждый день кому-то отказываем, потому-то переполнены классы, перегружены учителя. Наша школа рассчитана на 1200-1300 учеников, а фактически на сегодняшний день в ней обучаются более 2 тысяч детей».

По словам учителя биологии махачкалинской гимназии №11 Издаг Дурпаловой, большое число учащихся в классах создает трудности в образовательном процессе не только учителям, но и, в первую очередь, самим детям.

«Задача учителя – вовлечь в работу весь класс, а если детей много, это сделать хоть и возможно, но очень сложно. Детям сложнее усваивать информацию. Чем больше детей в классе, тем больше они отвлекаются и, соответственно, слабее их успеваемость. А если в классах больше 30 детей, то усваивать информацию им трудно физически. Мешает шум и другие, связанные с переизбытком детей в классе, моменты», – отмечает педагог.

 

НА КАМЧАТКУ!

Наверняка, все, когда-то учившиеся в школе, помнят это ласкавшее слух слово «Камчатка». Туда, словно в бессрочную ссылку, учителя отправляли особо «безнадежных» детей, на которых давно махнули рукой, но с главным условием: делай, что хочешь, только не мешай. Любой из образных «ботаников» с первых парт, на которых учителя возлагали большие надежды и сажали поближе к себе, мечтал хоть на один урок оказаться на Камчатке. Но, судя по сегодняшней обстановке в махачкалинских и не только школах, в переполненных детьми классах на «заветной» Камчатке оказывается каждый второй ребенок.

 

Бэла БОЯРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам