ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПРИДЕТСЯ ВСЕМ
Когда-то нас учили, что сочинение – это умение выражать полет мыслей… И представьте себе, разбирать полеты мыслей учащихся было увлекательно, сложно, но интересно.
Мощная мотивация, чтобы серьезно заниматься литературой (успешно написать сочинение-рассуждение на ЕГЭ) есть не у всех. А теперь сдавать экзамен и писать сочинение по литературе придется всем. Вот и мечемся мы в своей «сфере творчества» по лабиринтам инновации.
Я, признаюсь, обрадовалась, когда возвращение литературного сочинения стало реальностью.
Да, количества часов на уроки литературы немного, но ведь есть внеурочное время, литературные конкурсы … Совместное чтение внепрограммных произведений, проектные работы, викторины, воспитание деятельного милосердия к тем, кто в беде, – поможет начать складывать цельную картину мира.
С ЕГЭ у нас изменились правила написания сочинения, вернее, задания «с».
При написании сочинения следует учитывать то, что оценивается не работа в целом, а только отдельные навыки, которые требуются для написания развернутого ответа. Проверяющие оценивают лишь некоторые аспекты работы и ставят баллы по конкретным критериям, то есть разбирают сочинение по частям. Качественно написанное сочинение – 23 балла.
Зная нормативы, мы понимаем, в каком направлении работать с детьми .
Основная задача при написании сочинения – формулировка проблемы, одной из предложенных. Не стоит брать несколько проблем – на это нет времени. Пусть одна –
точно подмеченная, грамотно сформулированная. Часто мы ошибаемся на этом этапе. Потому что текст может вызвать ассоциации с проблемой, которой нет в тексте. Я предлагаю учащимся ключевую лексику, на что опереться, и остается только вставить нужные слова. Учащиеся должны научиться различать проблему. Проблема – вопрос, требующий разрешения. Она формулируется либо вначале, либо в конце. Это зависит от хода мыслей автора – он может вначале привести тезис, затем аргументацию, либо – наоборот. Шаблонов много, – главное – найти свой.
Следующему этапу помогает ключевая лексика – это комментарий. В комментарии следует показать, насколько сильно пишущий понял проблему. Здесь обильное цитирование может принести «О» баллов. Краткий пересказ. Но своими словами.
Отражение позиции на выделенную проблему можно выразить одной фразой: позиция автора такова… Автор считает… Позиции учить детей можно по двум вопросам – что хотел сказать, чему учит текст.
Самая сложная, важная часть сочинения – аргументация собственного мнения по указанной проблеме – сформулировать свое мнение и убедить эксперта в справедливости выдвинутого тезиса.
Аргументы должны работать на главный тезис. А не противоречить ему. Оцениваются 2 аргумента – не следует писать больше – только больше ошибок. Больше баллов, если аргумент взят из публицистического, научного стилей или из художественной литературы, за жизненный аргумент – 1 балл.
В последнем абзаце следует подвести итог вышеизложенному, связав все мысли воедино. Требуемый объём – 150 слов.
Сочинение-эпопеи не приветствуются.
Наконец, учите детей проверять работу. Обращая внимание на смысловую цельность, речевую связность и выразительность речи.
По-моему, главное, чтобы дети поняли модель написания сочинения с использованием речевых клише.
А сочиние, написанное, «когда строку диктует автор», вернулось в школу.
Зиярат ХАБИРАХМАНОВА, учитель русского языка и литературы с. Зубутли, Миатлинская СОШ Кизилюртовского района