Хайбула Абдулгапуров: «Истинно велик тот, кто искренне честен перед совестью»

 ХАЙБУЛА АБДУЛГАПУРОВ: «ИСТИННО ВЕЛИК ТОТ, КТО ИСКРЕННЕ ЧЕСТЕН ПЕРЕД СОВЕСТЬЮ»

 

Хайбула Абдулгапуров – художественный руководитель Аварского государственного музыкально-драматического театра имени Гамзата Цадасы. Более 50-ти лет в театральном искусстве Дагестана, на сценах разных театров республики поставил более 100 спектаклей, написал десятки пьес, сценариев, перевел на аварский язык драматургические и литературные произведения.

Чем сегодня занят Хайбула Абдулович? В чем причина непонятного затишья и молчания первого профессионального аварского режиссера в последнее время? Что происходит с дагестанскими театрами, почему не заняты актеры, а сцены отданы самодеятельным певцам и танцорам?

Об этом и не только наша беседа.

Досье «МИ»: Абдулгапуров Хайбула Абдулович. Родился 22 апреля 1942 года в селе Ратлуб (Кахибского) Шамильского района ДАССР. Окончил Грузинский государственный театральный институт им. Шота Руставели в Тбилиси. Работал актером Аварского государственного музыкально-драматического театра в Буйнакске. В 1964 году поступил и в 1967 году окончил режиссерский факультет с дипломом отличия Грузинского государственного театрального института им. Шота Руставели.

С 1971 по 2009 год – главный режиссер Аварского государственного музыкально-драматического театра в Махачкале.

Народный артист ДАССР.

 

ТЕАТР – ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, СПЕКТАКЛИ

– Хайбула Абдулович, что случилось, почему Вы не участвуете в жизни и работе Аварского театра?

– Дело в том, что я нахожусь в отпуске с 1 марта этого года по 1 марта года следующего. Мне нужна была передышка, чтобы понять и осмыслить происходящее в театре, решить, как жить дольше. Сегодня Аварский театр существует вопреки сложившимся за 80 лет его существования традициям. Все, что было заложено за эти годы, разрушено.

Театр – это, прежде всего, спектакли на его сцене. Сегодня в репертуаре 35 спектаклей для взрослых и 6 детских, но их не ставят. Сцена отдана каким-то самодеятельным артистам, поющим и танцующим для невзыскательной публики.

Поэтому я с болью в душе называю такое направление театральной деятельности «балаганом». Я возвращусь с условием изменить ситуацию, вернуться к истокам, вернуть театру его первоначальное назначение.

По силе своего непосредственного эмоционально-чувственного воздействия театр не имеет себе равных среди других видов и форм искусства.

Спектакль убедительно нагляден. Картина, фильм, скульптура – завершенный результат творчества. В театре – это живой волнующий процесс, живые люди. Их мысли, чувства и поступки возникают и проходят непосредственно на глазах у зрителей, вовлекая их в творческий контакт со всем происходящим на сцене.

Всю жизнь я отдал Аварскому театру – ум, талант, здоровье, наконец… За это время сменилось восемь министров культуры, семь директоров театра. При постановке каждого спектакля я ощущал административный диктат.

Мое глубокое убеждение: чиновники не имеют права руководить учреждением культуры, где работает творческий коллектив. Пусть эти должности отдают актеру, режиссеру, литератору – любому, знающему подноготную самого интимного и тонкого творческого процесса.

Надо воодушевлять людей, создавать атмосферу вдохновения. А что получается на деле? Приходит чиновник и начинает руководить: я сказал, я приказал, я тебя уволю, я, я, я… Как актеру работать в такой обстановке? Без репетиций, постановок, гастролей и встреч со зрителями артисты, простаивая, теряют свои навыки. Творческий человек должен быть в тонусе, в напряжении – на коне!

 

ЛТО «АДАБИЯТ»

– Ну, Вы-то наверняка находитесь в тонусе, не простаиваете, хотя пока в театре не работаете?

– Я многое успел сделать за это время: написал две пьесы – о Чанка Тажудине и Махмуде из Кахабросо. В наших окололитературных кругах кричат со всех сторон: надо развивать национальные языки, надо переводить произведения с русского. Ну, так займитесь этим! Я недавно демонстративно перевел три поэмы на аварский язык. Национальный язык должен быть литературным, развивать его – прямое назначение театра.

В театре должна сохраняться национальная эстетика, главное направление его работы – национальная драматургия. Вот приехал к вам гость, говорит: хочу узнать что-то об аварцах. Вы ведете его в Аварский театр, а там одни концерты на сцене.

Сколько раз я предлагал в Министерстве культуры: давайте создадим независимую комиссию, в состав которой вошли бы зрители, театроведы, литературоведы – 7-8 человек. Эта комиссия за два-три дня проверила бы работу Аварского театра: штаты, репертуар, расходование бюджетных средств. Уверяю вас, что бюджетных денег хватает на все, если использовать их по назначению.

В ближайших моих планах – написать историю Аварского театра к его 80-летию.

В 2011 году я создал Дагестанскую региональную общественную организацию «Литературно-театральное общество «Адабият» в городе Буйнакске. Целью общества было формирование и удовлетворение потребностей населения Буйнакска в литературно-сценическом искусстве, а также приобщение граждан к театральной культуре.

Сегодня на основе этого общества я работаю над созданием в Буйнакске Театра народов Дагестана.

 

ЭТОТ ГОРОД МНЕ ДОРОГ

– Что это за театр и почему в Буйнакске, а не в Махачкале?

Город Буйнакск, бывший Темир-Хан-Шура, имеет богатую театральную историю. Во все времена его существования здесь бурлила богатая культурная жизнь, а театральное искусство играло ведущую роль.

Еще до начала XX века в Темир-Хан-Шуре формировались отдельные элементы дагестанского театрального искусства, возникали любительские театральные студии и литературные кружки.

Именно здесь было построено театральное здание – красивейшее на всем Северном Кавказе (сегодня в нем расположен филиал Государственного объединенного музея им. А. Тахо-Годи. – Прим. «МИ»).

В 1921 году в этом городе была создана «Первая дагестанская труппа», которую потом переименовали в Государственный театр Дагестанской АССР. Городским театром стал «Дом красного горца». А в апреле 1926 года в Буйнакске открылась первая театральная студия.

В разное время в Буйнакске работали Кумыкский государственный музыкально-драматический театр имени А.-П. Салаватова, Аварский государственный музыкально-драматический театр имени Г. Цадасы, Лакский государственный драматический театр имени Э. Капиева.

Сегодня в Буйнакске нет своего театра, такое впечатление, что город осиротел. Стал тише, глуше.

Этот город мне дорог еще и потому, что именно в нем я начинал свою актерскую карьеру. Мой дипломный спектакль «Горцы» по пьесе Романа Фатуева в Аварском театре в 1967 году получил диплом 1-й степени на Всероссийском смотре спектаклей драматических, музыкальных и детских театров в ознаменование 50-летия Великой Октябрьской революции.

Я хочу, чтобы Буйнакск стал центром дружбы литературы и театрального искусства Дагестана.

 

НА ВСЕХ ЯЗЫКАХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

– Почему Ваш театр называется «Театром народов Дагестана»?

– Театр будет функционировать на всех языках народов Дагестана и на русском тоже. На разовые постановки по контракту будут приглашены актеры из 11-ти театров республики. Каждый спектакль будет поставлен на разных языках, разными национальными актерами.

Я убежден, что в связи с открытием нашего театра заметно оживится культурная жизнь в Буйнакске. По структуре своей он будет не репертуарным, где работает постоянная труппа актеров, а антрепризным, то есть для каждой постановки по договору на определенный срок собираются участники того или иного спектакля.

В этом году мы отмечаем 150-летний юбилей города Буйнакска и 95-летие автономии Дагестана. У писателя Магомед-Султана Яхъяева есть пьеса «Уллубий Буйнакский». Хотелось бы начать с постановки этой работы.

Я хочу принять самое активное участие в юбилейных мероприятиях своими конкретными сценическими постановками.

– Известно, что Вы работаете также с учащимися республиканского колледжа им. Расула Гамзатова и школами №№9 и10 в Буйнакске. Расскажите об этой стороне Вашей деятельности.

 – Я взялся за воспитание школьников, учащихся колледжей, училищ города Буйнакска именно театральным искусством. В педколледже уже много лет функционирует кружок молодых актеров, в городских школах тоже имеется подходящая база. Только нужно все это направить в нужное профессиональное русло.

Начнем со спектакля, не требующего сложных декораций. Репетиции мы проведем в колледже, затем я соберу готовый спектакль на сцене бывшего театра. Это будет не концерт, не балаган, а серьезное благое дело.

Мы уже все подготовили, но наступили летние каникулы, до сентября пришлось отложить наши занятия.

Что касается финансирования, пока этот вопрос не актуален, со временем, я надеюсь, придут спонсоры, а там начнем сами зарабатывать.

– На прошлой неделе в Махачкале отметили годовщину со дня создания Театра поэзии. На Ваш взгляд, состоялся ли он как театр или нет?

– Я считаю, что не состоялся. За год на сцене не поставлено ни одного поэтического спектакля. А ведь можно было собрать весь дагестанский фольклор, на чем зиждется все настоящее и будущее, вся литература родилась от поэзии. Вместо этого они проводят встречи с известными людьми. Поэзия – это не обязательно стихи, в первую очередь это высокая гражданственность, символичность, напряженная работа души, духовное величие. Вот этого им не хватает. Если у них что-то получится, я их обниму и скажу спасибо.

Духовное величие человека в том, что он в жизни и творчестве проявляет непримиримость ко злу и несправедливости и больше самого себя любит свой народ, его прошлое, настоящее и будущее.

Истинно велик тот, кто искренне честен перед совестью, а значит, перед самим собой.

 

Наталья Бученко

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

69% жителей Махачкалы одобряют сокращенный рабочий день только для женщин

  Депутат Госдумы Игорь Антропенко выступил с инициативой сократить рабочий день для женщин хотя бы на один час, чтобы у...

Администрация Махачкалы продолжает судебные разбирательства по возврату земельного участка площадью 448 квадратных метров

Администрация Махачкалы продолжает судебную тяжбу по возврату земельного участка площадью 448 квадратных метров в собственность муниципалитета. В сентябре 2021 года...

Завершена реконструкция газопровода на проспекте Петра I в Махачкале

Завершена реконструкция газопровода на проспекте Петра I в Махачкале. В рамках инвестиционной программы старые стальные трубы заменили на современные...

Благотворительный пробег поможет построить центр для детей с особенностями развития в Махачкале

В Махачкале 17 мая пройдет благотворительный пробег в поддержку детей с ментальными нарушениями. Мероприятие состоится в парке имени Ленинского комсомола...
spot_imgspot_img

Власти Махачкалы призвали пассажиров сообщать о нарушениях водителей маршруток

Власти Махачкалы призвали пассажиров сообщать о нарушениях водителей маршруток. Поводом послужило обращение в соцсетях о неадекватном поведении одного из...

На пересечении улиц Гамидова, Примакова и Гамзатова в Махачкале заработает круговое движение

С 19 мая на пересечении улиц Гамидова, Примакова и Расула Гамзатова начнет функционировать перекресток с круговым движением. Об этом в...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам