ПРОГРАММИРОВАНИЕ ПО-ДАГЕСТАНСКИ!
Впервые в Дагестане школьники районов и городов проходят обучение по программированию и робототехнике в специальном лагере. Площадка, организованная благотворительным фондом «ПЕРИ» Зиявудина Магомедова при поддержке Министерства образования и науки РД, находится на территории детского оздоровительного лагеря «Солнечный берег» в Избербаше.
Вчерашние воспитанники детских садов, сидя за компьютером с умными лицами, что-то печатают. Непосвященному человеку может показаться, что зомбированные дети просто бьют по клавиатуре, следя за выводящимися на мониторе иероглифами. Но не все так просто. Это не иероглифы, и за компьютерным столом сидят уже далеко не дети…
– Хочу стать программистом и разрабатывать программы для упрощения жизни своих земляков. Не уеду в Европу или Штаты, пусть все знают, какие одаренные программисты есть в Дагестане, – говорит девятиклассник Саид Хайруллаев.
Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал именно это направление, школьник с невозмутимым видом отвечает:
– Будущее планеты за программистами. Но… меня больше привлекает большой заработок.
Шутка ли, многие из детей до сих пор с трудом разговаривают на русском языке. Очень интересно наблюдать за тем, как бригада программистов, разрабатывая программу на языке Python, общается между собой на аварском.
Столь большому разнообразию языков (человеческих и компьютерных) юные «айтишники» обязаны географии проекта. Заявку на участие в летнем образовательном лагере подали 100 школьников из разных регионов Дагестана. В итоге было отобрано 60 самых одаренных детей, продолживших обучение в лагере.
– Мы учим детей программировать, обучаем информационным технологиям, но при этом пытаемся сделать так, чтобы они создавали нужные в разных областях программы. Например, обработка музыки, видео, работа с социальными сетями, – рассказывает преподаватель московской школы программирования и робототехники GoTo Иван Бибилов, который был приглашен в Дагестан для обучения детей. – Так как дети разных возрастов, мы не тешим себя мыслью о том, что с нуля сделаем из них крутых программистов. Наша главная цель, чтобы они продвинулись на ступеньку выше этой области.
Комментируя подготовленность детей из Дагестана к обучению компьютерному языку, специалист отметил, что дети из Страны гор не намного хуже юных программистов из других регионов:
– На самом деле, средний уровень детей в области кодирования не самый высокий, но проблема не в них, а в системе в общем. Больше всего им мешает неумение сконцентрироваться, в школе этому не учат.
Но если поместить ребенка в среду, где сверстники занимаются программированием, то изменения видны сразу. Больших различий со школьниками из других регионов не вижу. Главное, внедрить ребенка в среду с такими же одаренными детьми, и обеспечивать хороший уровень преподавания.
– Нужно ли программирование детям?
– Я программист и, конечно, не отвечу отрицательно. Именно прикладное программирование служит катализатором процессов по обучению практически всем предметам школьной программы. Это и биология, и математика, русский язык, физика. Я не тешу себя мыслью, что все эти дети пойдут строем поступать на программистов, но каждое занятие я пытаюсь связать с какой-то областью. Например, если мы работаем с социальными сетями, то говорим о статистике, делаем расчеты. Я стремлюсь, чтобы программирование было поводом что-то изучать.
Вторым плюсом является социальная адаптация детей. Обычно, одаренный ребенок чувствует себя чужим среди сверстников. Но если поместить его в среду подобных ему, то он раскроет себя с совсем другой стороны.
– Как проходит обучение?
– С утра дети слушают базовую двухчасовую лекцию. После отдыха с двух до шести они занимаются практикой, выполняют задания. А особо фанатичные работают с проектами с семи до девяти вечера. То есть получается детская эксплуатация 12 часов в день, с перерывами на «бегалки и прыгалки», конечно.
– Каким образом проходил отбор детей?
– Изначально планировалось отобрать талантливых детей и позаниматься с каждым индивидуально. Но, когда заявок стало очень много, мы решили, что сделаем отдельную смену и позанимаемся со всеми. Назовем это затяжным трехнедельным собеседованием. С прошедшими это необычное испытание мы будем работать в дальнейшем. Помимо того, что у нас будут результаты в виде обученных детей, мы оставим методические материалы для продолжения этого проекта.
За неделю с лишним школьники успели разработать такие программы, что агенты ЦРУ нервно курят в сторонке, пытаясь вычислить местонахождение лагеря с юными гениями. Чего только стоит программа, позволяющая следить за активностью своих друзей в социальных сетях только по id-номеру, а игра, схожая с взорвавшей мир «Pokemon GO» вовсе претендует на звание лучшей разработки лагеря. И, судя по словам некоторых из обучающихся, они не собираются останавливаться на достигнутом.
– Раньше я никогда не занимался IT-технологиями, но обучение в этом лагере перевернуло все в моей голове. Теперь я с уверенностью могу заявить, что после школы поступлю на программиста, – отметил пятнадцатилетний Саид Мусаев.
После двух недель обучения программированию юных компьютерщиков ждут практические занятия на роботах Lego EV 3, о которых мы писали ранее. Но теперь все немного сложнее: чтобы заставить робота двигаться, придется написать код из тех самых иероглифов. Впрочем, детей, прошедших две недели занятий по программированию, это не введет в ступор, а наоборот, подстегнет на новые программные подвиги…
Нурмагомед АСТАРХАНОВ