ПРИЗВАНИЕ ОТ БОГА…
В Махачкале у озера Ак-Гель стоит памятник – женщина с открытой книгой в руке. Это памятник русской интеллигенции. Он символизирует собой труд и самопожертвование учителей, посвятивших себя служению дагестанскому народу. Одна из них – Любовь Филипповна Данилкова.
В годы советской власти государство начало программу всеобщего образования населения. Для этого в дагестанских высокогорных селах стали открывать школы, в которые для обучения детей направлялись русские учителя. В основном это были выпускницы провинциальных педагогических вузов и училищ. Направляемые в регионы специалисты должны были проработать по направлению, как минимум, три года. Лишь после этого учитель мог сам выбирать, где ему дальше работать. Но история нашей героини несколько иная.
ИЗ СТАВРОПОЛЬЯ В ДАГЕСТАН
Любовь Филипповна родилась в Ставропольском крае в крестьянской семье. Впервые она приехала в Дагестан в возрасте неполных семи лет, когда ее отца Филиппа Сергеевича в 1935 году направили в Каякентский район для работы в открывшейся здесь нефтеразведке. «Жили мы в большой комнате в общежитии, которая была перегорожена марлей. На одной стороне жили мы – папа, мама и я, а на другой стороне – еще одна приезжая семья с тремя детьми», – вспоминает Любовь Филипповна.
В 1938 году нефтеразведку перевели в поселок, что находился на территории нынешнего Избербаша, переехала и семья. К тому времени отец уже занимал должность начальника нефтеразведки. Лишь после этого семье выделили собственный дом.
Началась война. Глава семьи ушел на фронт, а Любовь Филипповна вместе с матерью и младшей сестрой, родившейся в Дагестане, переехали на родину, в Ставрополье. Однако отъезд оказался недолгим. Отец на фронте получил серьезное ранение, и его комиссовали. Семья вернулась в Изберг (прежнее название города Избербаш. – Прим. «МИ»), а Филипп Сергеевич снова приступил к своей прежней деятельности.
БУЙНАКСКОЕ ПЕДУЧИЛИЩЕ. ХИНДАХ
«В Изберге я окончила семилетку. Школа была маленькая, детей было не много. У нас в седьмом классе было всего семь человек, из них только один мальчик – Воронин. Помню, учился он хорошо, и после семилетки уехал в какое-то училище. А мы – девочки, поступили в первое дагестанское педучилище, которое находилось в Буйнакске».
В послевоенные годы в это учебное заведение поступали из разных городов и сел Дагестана и не только. На первом этаже училища располагались классные комнаты, а на втором – общежитие. «В комнате нас было 17 девочек. К учебе все относились очень ответственно, добросовестно. Особенно перед госэкзаменами. Бывало, чуть начинает светать, мы все вскакивали, садились на подоконник и начинали учить. Были у нас в училище ребята и из Хунзаха. Один, помню, Магомед Магомедов, ходил с тетрадкой и постоянно спрашивал у нас: «Скажи, как будет вот это слово по-русски?», и мы объясняли. Все тянулись к знаниям, к русскому языку», – с ностальгией вспоминает учительница.
Послевоенные годы для граждан страны были не простые, особенно для молодых хрупких девушек. Но Любовь Филипповна с улыбкой вспоминает свою жизнь в студенческие годы: «Раз в сутки нам давали хлеб –
Любовь Филипповна окончила педучилище с дипломом на отлично, после чего ее направили работать в Хунзахский район, в село Хиндах. Поселили молодую учительницу в комнату, где из мебели были только маленький стол и кровать. Однако с хозяевами ей повезло: «Ту муку, что выделял сельсовет, я отдавала хозяевам, а они делились со мной приготовленным. И печку они мне всегда сами топили. Я приду со школы, а дома тепло».
УВАЖЕНИЕ И ДРУЖБА
Погружаясь в воспоминания о молодости, Любовь Филипповна подчеркивает то уважительное отношение, которое было у местного населения к приезжим учителям: «Бывает, идешь по селению, и каждый спрашивает: «Как дела? Как здоровье?» Даже взрослый хозяин дома вставал, когда я заходила».
Условия для обучения в школах оказались не простые. Учебников было мало, не хватало тетрадей. Порой детям приходилось писать на белых полях газет. И такая ситуация наблюдалась по всей стране. В Дагестане ситуация значительно осложнялась тем, что местное население очень плохо владело русским языком. Каждая учительница разрабатывала свою методику для более эффективного обучения. «Дети очень старались знать язык, но им было сложно. Я оставалась после уроков и дополнительно занималась с ними. Мы писали небольшие конспекты, учили географическую карту. Уж ее мои дети знали, как следует», – не без гордости рассказывает Любовь Филипповна.
Молодой русской учительнице быстро удалось найти общий язык с учениками. С особой радостью она вспоминает свой первый Новый год в селе Хиндах. В благодарность детям за старательность учительский состав принял решение организовать праздничную елку, несмотря на то, что отмечать этот праздник было не принято. «Ученики вырубили елку, принесли в класс. Так как игрушек не было, мы их сделали из бумаги. Также вешали на веточки яблоки, конфеты. Елка получилась красочная. Вы бы видели, какая радость была в глазах детей!» Приезжие учителя вкладывали всю душу в своих учеников, и в какой-то степени даже меняли местные нравы.
«И В МЫСЛЯХ НЕ БЫЛО ПОМЕНЯТЬ РАБОТУ»
В 1951 году Любовь Филипповна после окончания одного учебного года снова переехала в Каякентский район, где продолжила обучать детей в местной школе. Позже она вышла замуж за дагестанца и обзавелась большой семьей. На своей новой родине она родила троих дочерей. Наша героиня и сейчас проживает в Каякентском районе, и 13 октября ей исполнилось 88 лет.
Спустя много лет Любовь Филипповна ничуть не жалеет о выбранном жизненном пути: «Я очень часто вела два класса, потому что семья была большая: трое детей, муж получал не много, хоть и работал нефтяником. Я с утра уходила и приходила вечером. А по воскресеньям целый день стирала. Трудно приходилось. Но у меня никогда даже в мыслях не было, чтоб эту работу поменять на какую-то другую. Я считаю, что это призвание у меня от Бога».
P.S. Приезжим учителям удалось завоевать авторитет и уважение у людей совсем другой культуры. Работать приходилось в тяжелых условиях. В селах, где не было электричества, приходилось корпеть над книжками при свете жировых и керосиновых ламп. Несмотря на все обстоятельства, многие из них так и остались жить в Дагестане, не вернувшись обратно домой. Они нашли здесь свою судьбу. Народы Дагестана с благодарностью вспоминают учителей, которые приложили немалые усилия, чтобы дагестанцы получили достойное образование и стали хорошими специалистами.
Зиявутдин ГАДЖИАХМЕДОВ