Одна из таких женщин – Салихат Абдурагимова – водитель троллейбуса с 40-летним стажем. Родом из селения Геба Акушинского района. В Махачкалу переехала с семьей, когда ей было 16 лет. Говорит, что любовь к вождению появилась еще в детстве.
– К отцу приезжали его друзья, кто на машинах, кто на мотоциклах. Так вот, я угоняла их и направлялась в сторону моря. И каталась, пока не застряну в песке, а потом оставляла транспорт и убегала. Еще тогда я поняла, что вождение – это мое, – с улыбкой вспоминает Салихат.
После окончания школы она поступает в торгово-кулинарное училище, затем следуют 4 года работы в магазине. Совершенно случайно узнала, что в Махачкалинское троллейбусное управление требуются водители, но для начала нужно пройти обучение. Салихат решается: рассчитавшись на своей прежней работе, приходит в сентябре 1976 года на курсы. Тогда обучение длилось 10 месяцев. После сдачи последнего экзамена наша героиня становится водителем троллейбуса. Работает 7-8 лет, потом выходит замуж, появляются дети и… несколько лет перерыва.
Семейная жизнь сложилась не совсем удачно. 14 лет назад Салихат развелась, у нее остались пять дочерей.
– Муж мой был в Афгане. Бедный, несчастный человек. Постоянно пил, помощи никакой не было. Так сложилась судьба, дочерей пришлось вырастить самостоятельно, – рассказывает женщина.
Чтобы прокормить семью, Салихат вновь выходит на работу, а в свободное время подрабатывает таксистом.
Сегодня ее дочери уже взрослые, трое из них работают вместе с матерью в городском Троллейбусном управлении. Салихат говорит, что сама настояла, чтобы дети пошли работать водителями троллейбусов: и работать спокойно, и стабильный заработок есть.
– Звоню Альбине (одна из старших дочерей), приходи, говорю, на курсы.
– Я не хочу, мама, не умею водить троллейбус, – отвечает. Да и муж ее был против.
– Я ей и говорю: или муж, или я, – рассказывает Салихат и улыбается. – Пришла, окончила трехмесячные курсы. Сейчас работает. Теперь довольна и работа очень нравится.
Всех троих дочерей, работающих вместе с ней, Салихат Абдурагимова стажировала сама, и ни одна, по ее словам, не пожалела, что стала водителем троллейбуса.
Младшая дочь учится в институте, хочет заниматься научной деятельностью. А самая старшая замужем, нигде не работает.
Живет Салихат с двумя дочерьми и внучкой в одной комнате в общежитии.
– Конечно, тесно. Хотелось бы, чтобы площадь была немного побольше. Мы – семья «афганца», но ни льгот никаких не имеем, ни жилой площади у нас сегодня нет. А обращаться даже не знаем куда, – сетует женщина.
Возвращаясь к теме профессиональной деятельности, на вопрос, не трудно ли маленькой хрупкой женщине управлять такой махиной?
– Никаких трудностей нет (смеется). Бывает, на дорогах пробки, бывает, не уступают. Но в целом никаких сложностей, на дороге нас начали бояться, – шутит Салихат.
В этом году женщине исполнился 61 год. Говорит, что работу оставлять пока не думает.
– Пока есть силы, буду работать. График очень удобный: два через два. Выходим в 6 утра и заканчиваем в 8 вечера. Пока бываю дома, успеваю соскучиться по работе (смеется). Каждый год мы проходим полный медосмотр. Если пройду его снова, буду работать, – полна решимости наша собеседница.
Руководство Махачкалинского троллейбусного управления положительно отзывается о Салихат. В частности, главный инженер Фузулу Фузулаев, который также в управлении не один десяток лет, рассказывает, что за годы работы Салихат показала себя только с хорошей стороны. Обучила многих молодых водителей и является наставником для молодежи.
– Мало того, что сама ответственный работник, так еще трехх дочерей привела, которые прекрасно справляются со своими обязанностями. Мы довольны этой семьей. О них кроме хорошего сказать нечего, – говорит Фузулаев.
По его словам, сегодня городской троллейбусный парк насчитывает 40 единиц техники. Из них ежедневно на линии выходят 27-29 троллейбусов. Среди водительского состава женщин большинство – 29 человек.
– Больше женщин – проблем меньше. Они не пьют, не ведут аморальный образ жизни, относятся к своей работе добросовестно, и культура обслуживания, естественно, становится выше, – считает главный инженер предприятия.
Он также отмечает, что в последнее время вопрос утечки кадров уже не существует.
– Раньше у нас было так: отучатся три месяца, поработают пару месяцев и уезжают. За последнее время из нашего коллектива никто не уходил. Даже те, кто работает в Москве, просятся к нам, приносят рекомендации, – рассказывает Фузулаев.
По его словам, за последние 2 года троллейбусное управление финансировалось не в полном объеме, а в этом году дела обстоят лучше. Всяческая помощь оказывается руководством республики и города.
– В этом году, благодаря руководству республики и города, наконец-то начали решать вопрос строительства троллейбусной линии до города Каспийска. Жители двух городов долго ждали этого момента. На сегодняшний день линия смонтирована, обкатку провели, но из-за нехватки электроэнергии временно не можем открыть движение. Сейчас этот вопрос тоже решается, и в ближайшее время мы сможем открыть новый маршрут, – отметил Фузулу Фузулаев и уверенно заявил, что у махачкалинских троллейбусов есть будущее, и такие водители, преданные своему делу, как Салихат Абдурагимова, всегда будут нужны.
Айбала АЛИЕВА