Многие истины и понятия, такие как патриотизм, интернационализм, самопожертвование ради общего дела, стали размытыми и со временем вовсе утратили смысл. Отсюда и мнение, что «афганцы» незаслуженно требуют к себе повышенного внимания. И стремление сделать из этих опаленных огнем настоящей войны ребят опальных бедолаг. А не судят ведь только победителей. Так как в обществе культивируется мнение, что афганская кампания по большому счету провалилась и нет уже той страны, завязавшей этот узел проблем, стараются поскорее откреститься от этой страницы в истории, а заодно не замечать оставшихся в живых ветеранов-«афганцев».
Да только горько и обидно за ребят, не вернувшихся с той войны. Память о них должна жить в сердцах живых. Хоть это-то они заслужили… Верные традициям отцов и дедов – ветеранов Великой Отечественной войны, они с честью выполнили свой воинский долг и приказ Родины, а когда потребовалось, пожертвовали своими молодыми жизнями.
ЧТО ЗА ВОЙНА ЭТО БЫЛА?
Со слезами на глазах на всем постсоветском пространстве отметят день вывода советских войск из Афганистана участники событий, коим удалось уцелеть в огне этой войны, пройти через все «перестройки» и потрясения. Встретятся, сядут за стол и тост, как водится, скажут за друзей – однополчан и всех солдат, что полегли на поле брани. И скупые слезы «за тех» будут самыми искренними на земле.
Что же за война это была? Историки на сей счет до сих пор не имеют однозначного мнения. Как и политики. Каждый толкует на свой лад. Хотелось бы верить, что со временем события тех дней займут достойную нишу в пластах истории человечества.
Советские войска вошли в Афганистан не как оккупанты, не для того, чтобы лишний раз продемонстрировать мощь своего оружия, а по просьбе тогдашнего руководства республики для оказания интернациональной помощи афганскому народу в построении светлого будущего. Как воины-интернационалисты.
Сегодня на это утверждение кто-то скептически ухмыльнется. Но тогда этому верили если не все, то почти все.
В 1979 году я проходил срочную службу в составе группы советских войск в Германии. Так вот, всем взводом мы написали рапорта на имя командования с просьбой направить нас за «бугор». Из нашей части такое доверие было оказано только двум экипажам боевых машин.
Такой вот не показной, а настоящий патриотизм-интернационализм был присущ советскому народу. Хотя и тогда люди были склонны считать, что под таким благовидным предлогом советские руководители на штыках солдатских ружей экспортируют в Афганистан прокоммунистические идеи.
Есть еще одна версия относительно того, почему ограниченный контингент советских войск был введен в Афганистан. Опоздай мы в час «Х» с входом в ДРА, там «хозяйничали» бы американские и НАТОвские военные. В то время неоднократно доводилось разговаривать на эту тему с гражданскими и военными. Мнение собеседников было однозначно: такое нежелательное соседство с НАТО у своих южных ворот нам ни к чему и ввод войск в Афганистан, несмотря на людские потери и колоссальные материальные затраты, оправдан.
Не согласиться с этим невозможно. Ведь противостоим же мы и сегодня развертыванию их радаров и ракетных комплексов на территории Европы. А во времена холодной войны, когда накал политических страстей достиг апогея, такое решение тогдашнего руководства СССР было велением времени, продиктованное, как и сегодня, защитой национальных интересов страны.
ПОДВИГ МИРОТВОРЦЕВ
В начале афганской операции советским воинам строго рекомендовалось не ввязываться в вооруженные конфликты противоборствующих сторон, вести миротворческую деятельность и помогать населению в налаживании мирной жизни. Понятное дело, хотели удержать южного соседа в стане друзей. Активно работали с местным населением советники, агитаторы, пропагандисты. В последующем, когда стали появляться неоправданные потери, такая стратегия корректировалась с учетом особенностей текущего момента. В такой ситуации советским воинам оставаться миротворцами, наблюдателями за происходящим становилось все труднее. Так шаг за шагом и не без помощи наших заокеанских «друзей» Советский Союз был втянут в войну длиною в десять лет.
Кстати, одним из слагаемых в развале СССР, наряду с бестолковой политикой руководителей, антиалкогольной кампанией, подрывной деятельностью врагов соцстроя, явилось именно участие нашей страны в афганской войне. Ведь по этой статье тратились изрядные средства, и бюджет трещал по швам.
Война длиною в десять лет… В течение всего этого времени агитационно-пропагандистская работа, наряду с вооруженным противостоянием с моджахедами, не прекращалась. В 1986 году мне лично приходилось принимать участие в одном из таких агитационно-пропагандистских рейдов в провинции Балх. Что за рейд это был?
Трудовые коллективы советских предприятий, то ли по разнарядке, то ли по доброй воле, так сказать из гуманных соображений и человеколюбия, безвозмездно направляли в дар афганскому народу продукцию своих предприятий. Весь этот гуманитарный груз сосредоточивался в городе Душанбе. Оттуда на транспортных машинах, под завязку груженных мукой, сахаром, рисом, керосином, сельхозинвентарем, продукцией легкой промышленности, в сопровождении бронегруппы груз доставлялся на территорию Афганистана. Там в состав группы включали представителей афганских властей. Колонна ездила из кишлака в кишлак, агитпропагандисты рассказывали дехканам и на красочных стендах показывали, какого процветания достигли среднеазиатские республики за годы народовластия, агитировали поддержать новое руководство страны. Мероприятие заканчивалось раздачей гуманитарной помощи.
Тут же развертывался военно-полевой медпункт, где опытные военврачи принимали больных и раненых. Им приходилось даже выезжать на дом к тяжелобольным. Случались странные вещи. Некоторые дехкане, отойдя подальше, избавлялись от наших «даров». На наше недоумение они через переводчиков поясняли, что ночью с гор могут спуститься душманы и за лояльность к новой власти вырежут всю семью, а имущество заберут. Это, казалось бы, мирное мероприятие также не обошлось без боестолкновения. Когда колонна проезжала по узкой дороге, зажатой с двух сторон глинобитными дувалами, головной БТР был подбит из гранатомета. Почти сразу же загорелся бензовоз в хвосте колонны… Бой был скоротечным. При прочесывании кишлака бойцы афганской армии обнаружили двоих юнцов. Они клятвенно заверили, что оружием их снабдили бандиты и за эту акцию пообещали хорошо заплатить.
Слишком уж дорогую цену приходилось платить и советским воинам за свое человеколюбие. Если война – то понятно. Там фронт и ты знаешь, где враг. Не до гуманных тут соображений: или ты, или тебя. В Афганистане «шурави» столкнулись с изощренной партизанщиной. Так он обычный дехканин. С лопатой дружит и тебе улыбается. Но по первому «свистку хозяина» выкапывает винтовку и идет убивать. Так сказать, фронт на 360 градусов.
ПРОСТО СТАЛО «НЕ ДО ВОЙНЫ»
Правильно гласит пословица, которая учит не лезть в чужой монастырь со своим уставом. Должен сказать, что в этом «монастыре» пересеклись интересы многих уставов. Афганская война явилась не столько войной между ограниченным контингентом советских войск и моджахедами, а скорее войной двух политических систем.
Многое, если не все, решалось не на полях сражений, а в кабинетах властей предержащих. Пока советские руководители строили из себя миротворцев, «били» по рукам военных, не позволяя им адекватно отвечать за каждое действие бандитов и методом «пряника» пытались стабилизировать обстановку в Афганистане, чужеземные военные инструкторы старательно обучали простых афганцев, как правильно убивать «шурави». И неплохо платили за это. Существовала даже такса, сколько заплатят за подбитую единицу военной техники, за убитого офицера, прапорщика, сержанта, рядового. Пока опомнились, были уже укомплектованы мобильные, тактически обученные, вооруженные по последнему слову военной техники боевые группы бандитов.
Политиканы, может, еще поиграли бы в войнушку. Но не по карману стала бюджету СССР непосильная ноша военных расходов. Тут еще гласность, демократия, перестройка, которые сняли пелену с глаз советских людей и обнажили кровоточащие раны в разных сферах общества. Повальное недовольство этих людей, доведенных до отчаяния, беспределом чиновников всех уровней, бандитизмом, казнокрадством, сыграло свою роль. Да и великая держава приказала долго жить. Как-то сразу не до войны тут стало.
Не до войны стало и англичанам в конце XVIII века, непокоренной колонией которых Афганистан оставался около ста лет. Не до войны стало и НАТОвским военным, которые, полагая, что в два счета покончат с угрозой терроризма, нависшей над человечеством, устремились в Афганистан ловить друга – террориста № 1 Усаму Бенладена. Не до войны сегодня и лидерам развитых держав вместе с Совбезом ООН, ломающих головы над тем, какие принять меры для устранения угрозы терроризма со стороны ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории РФ. – Прим. «МИ») и перекрытия наркотрафиков.
ПРОСТО ВЫПОЛНЯЛИ ДОЛГ…
Вывод ограниченного контингента советских войск из Афганистана как историческая неизбежность состоялся. Что ждало их на родине? Встречали, правда, с цветами, песнями, как героев. Обещаний и разговоров с самых высоких трибун было предостаточно. Каждый политик использовал «афганскую» тему в своей, как сегодня модно говорить, пиаркомпании, и на гора давал ни к чему не обязывающие обещания. На самом деле «афганцы», вернувшись домой, с грустью и болью поняли, что, кроме постаревших родителей, их здесь никто и не ждет. Обиднее всего было то, что родина, чей наказ они с честью выполнили, отвернулась от них.
Многие «афганцы», так и не сумев адаптироваться в гражданской жизни, не найдя своего места в быстро меняющейся социально-психологической обстановке и рыночной экономике, впали в глубокую депрессию. Кто посчитал, сколько ушло их из жизни, разбитых об стену черствости, недопонимания и безразличия? Не на пальцах, а сквозь пальцы подсчитали и тех, кто погиб на войне. Отсюда и такой сильный разброс в цифрах.
На подведении итогов после вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана высокопоставленный военачальник заметил, что за десять лет афганской войны мы потеряли где-то 15 тысяч военнослужащих (цифры называются разные). И добавил, что эта цифра ни в какое сравнение не идет с тем, сколько молодых ребят погибает на «гражданке» в ДТП, драках, поножовщине и т.д. Кощунственное и неуместное, замечу, сравнение. Нисколько не умаляя горя тех, кто потерял близкого человека в мирной жизни, скажу, что человечество должно особо чтить память тех, кто пал на полях сражений.
Все это написано не для того, чтобы в чем-то оправдать воинов-интернационалистов. Пусть оправдываются те, кто осознанно или бессознательно втянул народы СССР в эти дрязги. И стыдиться воинам-«афганцам» нечего. Мы до конца и честно выполнили приказ Родины. А это высшая заслуга и награда для солдата.
Сурхай КЕРИМОВ, майор запаса