Первого июня 2012 года не стало Ванати Алиева – актера, члена команды КВН «Махачкалинские бродяги», заслуженного артиста Республики Дагестан. Он легко вживался в любой образ, умел быть веселым и грустным, но в то же время – удивительно проникновенным. Его любили за неиссякаемый оптимизм и умение быть настоящим в любой ситуации. «МИ» поговорили с коллегами и друзьями Ванати Алиева о том, каким он был и каким запомнился. Многие из них до сих пор отказываются говорить о нем в прошедшем времени.
БЕСКОНЕЧНЫЙ ПОТОК ЮМОРА
Художественный руководитель команды «Махачкалинские бродяги», сценарист, редактор и продюсер телепроектов Андрей Галанов вспоминает, как Ванати Алиев пришел в легендарную дагестанскую команду и стал одним из ее локомотивов.
«Ванати я впервые увидел в 1987 или 1988 году, когда университетская команда готовилась к игре КВН со сборной Осетинского университета. Тогда я ходил на репетиции, был в этой команде. Это была университетская команда, не «Махачкалинские бродяги», и готовил ее Андрей Еремин с филологического факультета. Он пригласил в качестве капитана команды Ванати, который уже тогда был старше всех нас. Когда он приходил на репетиции, это был бесконечный поток юмора. Конечно, Ванати блестяще сыграл капитанский конкурс во Владикавказе, а его оппонент вызвал просто бурю смеха и аплодисментов, когда сказал про Ванати: «Стар золотник, да дорог». Нам тогда было лет 20, а ему 30 и нам он казался очень взрослым. Это сейчас мы уже понимаем, что он не был старым. Мы все его боготворили. Душа компании, авторитет…Тогда мы узнали, что Ванати играл в молодежных театрах в Махачкале, которые процветали в 70-х годах, люди ходили на постановки, которые «шумели» на весь город. В следующий раз я его встретил в команде «Махачкалинские бродяги», где я был руководителем. На дворе 1994 год, под окнами моего дома на Кирова небольшой рынок. Вышел что-то купить и совершенно случайно встретил Ванати. Помню, очень обрадовался. Спросил: «Не хочешь попробовать в КВН поиграть?» Он моментально согласился. Видимо, тосковал. Так с лета 1994 Ванати присоединился к нашей команде, хотя он тогда занимался каким-то бизнесом. Таким образом, у нас появился еще один сильный игрок и замечательный человек.
Порой мне очень странно говорить о нем в прошедшем времени. До сих пор не осознал, что Ванати нет с нами. Он мог быть веселым, но в то же время очень острым, бесконечно талантливым и добрым. Нам его не хватает», – поделился своими воспоминаниями с «МИ» Галанов.
ТАЛАНТ ОТ БОГА
Продюсер, актер, член команды «Махачкалинские бродяги» и заслуженный артист Республики Дагестан Бинке Анисимов отмечает невероятную целеустремленность Ванати Алиева, его умение дружить и наставлять.
«С Ванати мы познакомились в 1995 год, когда он появился в нашей команде «Махачкалинские бродяги». В наш студенческий коллектив влился маститый профессионал своего дела, и нам было очень приятно, что такой известный на всю республику человек пришел играть с нами в одну игру. Ванати был актером от Бога. Он не заканчивал театральный институт или курсы актерского мастерства. Играл в самодеятельных театрах, где было очень много талантливых людей. Был в этой компании лидером, потому что талант его тоже от Бога. Его актерские данные были настолько сильны, что ему не приходилось что-то играть, он просто вживался в образ и делал это блестяще. Мы многому у него учились. Только представьте, что к нам, достаточно молодым, приходят такие мэтры как Ванати Алиев, Карен Мкртчян, Мурад Хавчаев. Мы, естественно, многому у них учились. Таким же природным талантом обладает и Хаджимурад Набиев, дай Бог ему здоровья», – говорит Бинке.
САМАЯ БОЛЬШАЯ УТРАТА…
Для продюсера и КВНщика смерть Ванати Алиева до сих пор является большой утратой.
«Несмотря на то, что он уже был достаточно взрослым, его отличала какая-то невероятная целеустремленность. Именно она и привела к тому, что последние годы в его жизни (к нашему большому сожалению), стали самыми звездными для него. В Москву он переехал практически сразу после нас, поселился недалеко и начал продвигаться в актерской сфере. И ушел он в самом начале своего триумфа, к которому стремился всю свою жизнь. Для нас это было не просто потрясением. Это утрата, которая еще долгие годы будет отзываться болью в наших сердцах. Запомнился Ванати, безусловно, добрым и отзывчивым. Он потихоньку начал выходить из своей достаточно проблемной жизни, женился, у него родился ребенок…мой друг наконец-то почувствовал, что такое счастливая семья. Когда у него появилась дочь, мы увидели совсем другого Ванати – настоящего папу, сентиментального, любящего своего ребенка. И тут… Буквально вчера мы собирались у меня дома и вспоминали его. Каждый год…Это самая тяжелая утрата для меня. Есть люди, с которыми я работал и дружил – Ванати Алиев, Тамерлан Омаров – один из солистов группы «Кинса», который тоже нас покинул, Габо
и Исамудин – ребята из ансамбля «Лезгинка». Эту боль время не лечит, с нею можно только смириться», – добавляет Анисимов.
На наше предложение в будущем создать вечер памяти Ванати Алиева или же фестиваль юмора, отвечает, что, безусловно, принял бы в его создании самое активное участие, только он должен соответствовать самым высоким стандартам – именно таким, каким был сам Ванати.
НЕ АКТЕР, А ПОДАРОК!
Актер, режиссер, сценарист, игрок команды КВН БГУ (Белорусский государственный университет) Кирилл Папакуль
как и все вспоминает о Ванати Алиеве с большой теплотой. Сначала они выступали на одной сцене в КВН, а потом, годы спустя, Алиев сыграет в сериале «Однажды в милиции», режиссером-постановщиком которого был Папакуль. Станет не просто актером, а настоящим другом, о котором даже после ухода не говорят в прошедшем времени.
«На самом деле, дорогого Ванати, любимого моего Ванатишечку я знаю 20 лет. Мы познакомились с ним в 1997 году в Московском дворце молодежи. Я впервые приехал в столицу играть в КВН на высшем уровне, и это был Кубок Москвы, который, кстати, и выиграли «Махачкалинские бродяги». Там же участвовала команда БГУ, пригласившая меня и еще нескольких новичков для усиления состава, как это было и у «Бродяг». И самым старшим КВНщиком во всей этой компании команд, пожалуй, был Ванати. Мне был 21 год, я немножко растерялся, и в какой-то момент стоял за кулисами и наблюдал за выступлением очередной из великих команд. И тут ко мне подошел Ванати, познакомился, успокоил, объяснил, что к чему. Спустя уже 13 лет, будучи режиссером, я снимал его в одной из главных ролей в своем первом сериале «Однажды в милиции». Но Ванати, как все актеры, проходил кастинг. Мы знали, что на роль зажигательного и юморного участкового с Кавказа он нам обязательно понравится и вторую кандидатуру даже не рассматривали. И он был бесподобен! Импровизационные шутки, которые он использовал на кастинге, были настолько хороши, что я даже попросил его на съемках повторить их. Для режиссера такой актер – подарок!» – Делится своими воспоминаниями Кирилл Папакуль.
УШЕЛ НА ВЗЛЕТЕ
Режиссер отмечает удивительную способность Ванати Алиева как актера примерять на себя разные образы и быть абсолютно органичным в кадре.
«Ванати в моей жизни появился как актер на заре моей режиссерской карьеры, и тут же пропал навсегда, за один год. Именно как комета, а не звезда просто пролетел и сгорел передо мной. Он пленял, гипнотизировал, даже если был строгим и невероятно убедительным, как Сталин. Он был универсальным актером. И однажды ему пришлось сыграть роль Сталина – в нашем милицейском (за год до полиции) участке разыгралась ситуационная комедия. Мы сделали грим, прическу, дали ему трубку, и это было так убедительно! Серия тут же прошла в эфир. Помню, стою на Новом Арбате, перед кинотеатром «Октябрь», лето, Московский кинофестиваль. Раздается звонок – Ванати Алиев. Я был занят в ту минуту, но не мог ему не ответить. И он сказал: «Я только что посмотрел серию, которую мы сняли, Кирилл, спасибо! Это очень крутая работа, я очень доволен, и мы молодцы!» К концу лета сериал закрылся, я встречаю Ванати уже где-то в театре, в декабре, в буфете… Сияет! Говорит, что это замечательный год. Мать дождалась внучку, о которой так мечтала, но, к сожалению сама ушла. Рассказывает, что состоялся в этом году как актер телеэкрана, и буквально недавно его пригласили на две серьезные роли, отнюдь не комедийные, и одна из них – Сталин, в проекте Первого канала. Буквально через неделю после этих слов с ним случилось несчастье, инсульт. Я навещал его. Один раз в больнице, несколько раз собирал деньги и передавал его родным, его замечательной жене Раисат, которая положила на алтарь все ради спасения супруга. Сейчас она воспитывает их умницу дочку. Желаю им только добра и мирного неба над головой. Надеюсь, родные и близкие Ванати им помогают, после ухода отца и кормильца», – рассказывает режиссер и добавляет, что Ванати Алиев – явление уникальное и первое, что его отличало от многих – человечность.
«Он для меня больше, чем актер. Он для меня – хороший человек. Сильный, талантливый, способный сделать самого себя, воплотить любую мечту. Такие люди живут на полную катушку, не щадя себя ради других, потому и сгорают чаще. Он никогда и ничего не жалел для своих друзей. Таким и запомнился. С днем рождения, друг!» (Ванати Алиев родился 6-го июня. – Прим. «МИ»)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРОТЫ И ГУРМАН МЕТКОГО СЛОВА
Скульптор, член Союза художников России Ислам Шовкринский познакомился с Ванати Алиевым в 1976 году.
«Он жил в том же дворе, что и моя бабушка. Вечерами играли в нарды. Вот мы с ним схлестнулись и познакомились за этой азартной игрой. Он так артистично комментировал ход игры, что горечь от поражения совсем не ощущалась … Запомнился добрым, весёлым, неунывающим, тонким ценителем хорошего юмора, гурманом меткого слова, великолепным рассказчиком и генератором креативных идей…», – рассказывает Шовкринский и добавляет, что если бы ему предложили слепить скульптуру Ванати, то она обязательно была бы с выражением доброго лукавства, а он – этаким современным моллой Насреддином.
Игрок команды КВН «Махачкалинские бродяги» Эльшан Имамов говорит, что больше всего ценил в Алиеве улыбку, радость и человечность.
Советник Главы Дагестана по информационной политике Зубайру Зубайруев жил с Ванати Алиевым в одном доме.
«Наши окна бились об их балкон, и квартиры находились рядом. Ванати – это олицетворение доброты. Достоевский говорил, что красота спасет мир. Мне кажется, доброта тоже способна это сделать. И семья у него была такой же. Бесконечно добрые мать и отец, искрящиеся юмором. Когда-то я брал у него интервью к первому апреля для «Черновика». Оно было настолько большим, что мы публиковали его частями из номера в номер. У него в тот период болела мама. В конце интервью я спросил: «Чтобы ты хотел сказать всем, Ванати?», а он говорит: «Можно я скажу не всем? Я люблю тебя, мама!» Он пытался ее поддержать. Очень обидно, что он умер на взлете своей карьеры. Жаль, что его нет с нами. Для меня Ванати – это воплощение настоящего дагестанского юмора – искрометного, острого, но абсолютно не злого. Такого, каким он был сам»
Шуана МАГОМЕДОВА