С «Максимом» от Кирсанова до Кенигсберга


С Алисултаном Гасановым я знаком с шестидесятых годов прошлого века, то есть с тех пор, как он стал работать секретарем Кочубейского парткома Тарумовского района Дагестанской АССР. Но о том, что он участник Великой Отечественной войны, я узнал несколько лет назад, когда по долгу службы мне пришлось посетить совет ветеранов Ленинского района города Махачкалы. Не любил Алисултан вспоминать военное время, надевать многочисленные ордена и медали, которые он получил за подвиги на войне и за успехи в мирном труде. Ни разу не надел он даже депутатский значок, выпущенный в честь десятилетнего юбилея Народного Собрания республики, который ему вручили несколько лет назад. «Я стесняюсь в орденах выходить на улицу», – говорил Алисултан.

 

В БАНЮ К НЕМЦАМ

Перед 1940 годом Алисултана призвали на службу в армию вместе с четырьмя его односельчанами: Джабраилом Гамзаевым, Омаром Джабраиловым, Хизри Макамаевым и Магомедом Гусейновым. Его и Джабраила сразу направили в полковую школу пулеметчиков. Здесь учебная программа была до предела сокращена, и на восьмой день после начала Великой Отечественной войны этих двух друзей, Алисултана и Джабраила, в составе 220-й стрелковой дивизии отправили на западный фронт, присвоив им звания старших сержантов. Их первый бой был у реки Западная Двина.

Перед дивизией была поставлена задача: до прибытия подкрепления на несколько дней остановить продвижение врага на этом стратегически важном участке. С помощью Московской первой дивизии советские войска четыре дня держали оборону. Враг нес серьезные потери. Без остановки косил немцев «максим» Алисултана. В одном из сражений погиб Джабраил Гамзаев.

Затем бойцы 220-й стрелковой дивизии в течение двух недель воевали с фашистами вблизи города Смоленска. Там за каждый клочок родной земли шли беспощадные бои. Дивизия вместе с кавалерийской частью генерала Белова держала обе стороны Можайской железной дороги.

– Зима была суровая. Мороз достигал 40 градусов, – вспоминал Гасанов. – Немцы, которые были уверены, что за короткий период они завоюют Москву, не успели летнюю форму поменять на зимнюю. Чтобы не замерзнуть, немцы надевали на себя что попало, ноги обматывали тряпками. Грозная фашистская армия представляла собой жалкое зрелище.

При выполнении задания разведки в жестоких боях за освобождение Смоленской области Алисултан получил первое ранение. Разорвавшийся рядом снаряд контузил его, осколки ранили ногу. Более месяца пришлось отважному воину лежать в больнице. Хирурги сделали все, чтобы сохранить ногу Алисултану. После выздоровления он вернулся в свою дивизию, догнав своих товарищей возле Смоленска. Там дагестанца назначили командиром взвода разведчиков.

– Начальник разведки дивизии майор Яковлев
был чуткий и способный командир. Он ценил жизнь солдата и, когда отдавал приказ разведчикам, всегда объяснял, как уберечь себя. Не любил посылать разведчиков туда, откуда можно было ожидать нападения. Но порядок никогда не нарушал. Это был строгий закон
, – говорил ветеран.

Однажды в три часа ночи начальник разведки вызвал Алисултана к себе и сказал: «Есть донесение, что в ближайшее селение вошла группа фашистских диверсантов. Нужно уточнить достоверность этого донесения. Кого возьмешь с собой?»

Алисултан выбрал четырех самых смелых солдат и отправился в путь. В село они вошли незаметно. Там случайно встретившийся им юноша подсказал, что знает, где прячутся фашисты, и пошел по следам на снегу, ведущим к деревянной бане, расположенной на краю села. Командир дал каждому разведчику задание. Баню окружили. Затем он вместе с одним разведчиком, без шума открыв двери, вошли в баню. Там находились восемь замерзших фашистов. Все они были раздеты. Одни фрицы сидели перед большими кастрюлями, полными горячей воды, другие грелись, поднявшись на лежачие места. На полу валялись автоматы, гранаты, в углу стояла портативная радиостанция. Наши разведчики застали врагов врасплох. Один высокий немец со слезами на глазах подошел к Алисултану и произнес имя Сталина, потом обругал Гитлера и поцеловал шубу бойца.

Взятую в плен группу фашистов, в составе которой были и офицеры, доставили в штаб дивизии вместе с изъятыми у них трофеями. Выяснилось: целью немецких диверсантов была передача сведений о наших войсковых частях, боеприпасах, снаряжениях.

 

КРОВАВЫМИ ДОРОГАМИ ВОЙНЫ

…Лето 1944 года. Передний край обороны. Войска группы немецкой армии «Центр» шли от города Полоцк Витебской области до Витебска и затем по реке Припять от города Орша до городов Жлобин-Капаткевичи, Жидковичи Гомельской области. Города Витебск, Орша, Могилев были заняты фашистами. В это время советские войска проводили боевую операцию под названием «Багратион». Главной целью операции был разгром основных сил группы немецко-фашистской армии «Центр», освобождение Белоруссии, создание условий для наступления наших войск на украинском направлении в Прибалтике, Восточной Пруссии и Польше.

В июне-августе советские войска первого Прибалтийского, третьего, второго и первого Белорусских фронтов при поддержке партизан на многих участках прорвали оборону немецких фашистов группы армии «Центр», окружили и ликвидировали крупные группировки противника в районе Витебска, Бобруйска, Вильнюса, Бреста и восточнее Минска, освободили большую часть Литвы и ее столицу Вильнюс, восточные районы Польши и вышли к рекам Нарев, Висла и к границам Восточной Пруссии.

В это время Алисултан Гасанов со своими разведчиками недалеко от одного населенного пункта Белоруссии взял в плен 40 немецких солдат с офицерами. При отступлении те не успели переправиться через реку Неман и сдались без сопротивления. Пленных повели в штаб дивизии. Как только разведчики зашли с ними в лес, немцы с другой стороны накрыли их артиллерийским огнем. Врага не было видно. Около часа пришлось им пролежать на сырой земле, пока не прекратилась канонада.

После взятия Кенигсберга 9 апреля 1945 года дивизию, в которую входил взвод Гасанова, перебросили в Польшу – воевать с бандеровцами. Почти целый год пришлось советским солдатам сражаться с ними. Бойцы взвода Гасанова многих взяли в плен.

– Они группами сами сдавались, – говорил ветеран.

В это время в Ворошиловграде действовали подпольные антисоветские организации. Одна из них называлась «Черная кошка». Члены этой организации тайно убивали советских солдат. Поэтому для наведения порядка в числе других туда перебросили и дивизию, в которую входил взвод Гасанова (он прослужил там до 1947 года).

Эта дивизия принимала активное участие в освобождении Белоруссии и не раз отличилась в ожесточенных сражениях за города Орша, Витебск, Смоленск и другие населенные пункты. Краснознаменная ордена Суворова прославленная гвардейская 220-я дивизия также принимала участие в переправе через реку Березина, во взятии столицы Белоруссии – Минска, города-крепости Гродно, в прорыве мощной оборонительной системы немцев в Восточной Пруссии и в районе Мазурских озер, которые после Первой мировой войны считались неприступными. Кроме того, воины дивизии принимали участие в штурме 12 городов Восточной Пруссии. Это дало возможность в конце марта 1945 года полностью уничтожить Восточно-Прусскую группу фашистских войск на юго-западной стороне Кенигсберга.

Алисултан Гасанов проявлял отвагу во всех сражениях. Он прошел дорогами войны от города Кирсанова Тамбовской области до Кенигсберга. Но главным своим сражением Алисултан считает битву за Москву. За проявленную в этом сражении храбрость он был удостоен ордена Красной Звезды. Вторую такую награду Алисултан получил за освобождение Белоруссии. А орден Отечественной войны первой степени Гасанов заслужил за подвиг при взятии Кенигсберга. Также он получил 16 медалей и благодарность Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 9 апреля 1945 года.

 

ОДНИ – БУРКУ, ДРУГИЕ – ПАПАХУ…

В армии он служил до 1947 года. Домой вернулся старшим лейтенантом. Работал инструктором Левашинского райкома партии, заведующим военным отделом. После окончания областной партийной школы – секретарем Андалалского райкома партии, председателем исполкома, первым секретарем Ритлябского райкома партии, 22 года находился в должности секретаря Кочубейского парткома.

Где бы и кем бы Алисултан Гасанов ни работал, он проявлял себя хорошим организатором и наставником, везде его вспоминают как прирожденного лидера. К его военным наградам добавились и трудовые ордена: орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени и два ордена «Знак Почета», много почетных грамот разных достоинств. Гасанова четырежды избирали депутатом Верховного Совета ДАССР, членом пленума Дагестанского обкома партии четырех созывов.

Имя инвалида первой группы Великой Отечественной войны Алисултана Гасанова вошло в энциклопедию «Лучшие люди России», изданную в 2006 году Московским издательством «Спец — Адрес».

 После войны он несколько раз побывал на встречах однополчан. Они вспоминали товарищей по оружию, которые не дожили до победы. На празднование 30-летия освобождения Белоруссии от фашистских захватчиков Алисултан Гасанов был приглашен в Минск как один из его участников. Их встретили как героев. Для гостей устроили торжественный банкет, их ознакомили с достопримечательностями города и с почестями проводили. Находясь на заслуженном отдыхе, А. Гасанов активно участвовал в работе ветеранских организаций, занимался военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Поддерживал связь с однополчанами. Несколько раз приезжал в гости к Гасанову вместе с супругой Марией
бывший начальник разведки дивизии Василий Яковлев. В Махачкале его встречали с настоящим дагестанским гостеприимством: одни подарили бурку, другие – папаху.

Вернувшись домой, В. Яковлев своим друзьям-однополчанам говорил: «Я видел, как мужественно воевали на фронте дагестанцы, и какой это дружелюбный народ. А когда я был в гостях у Алисултана, то еще раз убедился, что это особый народ».

Вместе с супругой Патимат Алисултан Гасанов тоже бывал в гостях у Яковлевых в Ленинграде.

Алисултан и Патимат вместе прожили более полувека. Они вырастили и воспитали двух сыновей и трех дочерей, которые стали гордостью родителей.

 Высокого роста, с белоснежной головой и светлым лицом, он всегда поражал всех своим огромным жизнелюбием. Даже в столь преклонном возрасте майор Алисултан Гасанов был крепок и здоров. Но потом заболел и умер, не дожив до своего 90-летнего юбилея всего три месяца и четырнадцать дней. Но память об этом хорошем человеке навсегда сохранится в сердцах не только родственников, но и тех, кто его знал.

 

Ниматула Нурмагомедов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...
spot_imgspot_img

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...

Махачкалинца ждёт суд за оставление в опасности, повлекшее смерть человека

Прокуратура Ленинского района Махачкалы направила в суд уголовное дело в отношении местного жителя, обвиняемого в оставлении в опасности, повлекшем...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам