Был 1989 год. Я ездил к своему сыну, который служил на Балтийском флоте, собрал ребят из Дагестана, которые служили там, на один корабль. Во время беседы с командованием корабля я спросил у них: «В вашей военной части “дедовщина”существует?»
Заместитель командира корабля по политчасти Н. Шликов ответил мне: «В нашей части такого нет. Раньше я служил в Архангельской области. Там действительно была “дедовщина”. В 1977 году туда выполнить свой долг перед Родиной приехали два брата из Дагестана. Они там и ликвидировали эту “дедовщину”».
Дело было так. Поздно ночью первого дня их службы в армии один «дед» поднял с постели младшего из братьев и «приказал» ему почистить его сапоги. Когда дагестанец отказался, «дед» рассердился и своим криком и шумом поднял других «дедов». От его крика проснулись все солдаты, которые спали в казарме. Объяснив происшедшее, «дед» стал «наказывать» непослушного новобранца. Конечно, старший брат дагестанца встал рядом с младшим. Здесь между «дедами» и братьями-дагестанцами начался скандал, который перешел в драку, но, увидев стойкость и смелость братьев, большинство солдат встали на их сторону. После этого братья из Дагестана навели порядок среди солдат и благодаря им там больше случаев «дедовщины» не возникало.
НЕЛЕГКИЙ ВЫБОР
Позже мне стало известно, что этими братьями являлись уроженцы из села Гента Шамильского района Дагестана Хирамагомед и Магомед Магомедовы. Их род называется Дабдилавы. Поэтому односельчане называли их отца Гусен Дабди. Он всю свою жизнь посвятил овцеводству, был мастером на все руки. Знал работу каменщика, умел шить обувь, шапки, мастерить. Он был очень веселым человеком, любил песни, музыку, сочинял стихи и пел сам, играя на пандуре. В его семье, состоящей из четырех сыновей и двух дочерей, всегда бывало весело. Поэтому, наверное, у Хирамагомеда, который был в семье вторым сыном, с малых лет проявилась любовь к литературе, культуре. В то же время ему нравились люди в милицейской форме. Отец Гусен желал видеть Хирамагомеда рядом с собой с чабанской ярлыгой в руке. Но юноша хотел стать учителем музыки.
В 1972 г. Хирамагомед поступает в Буйнакское педучилище на музыкальное отделение, но со второго курса он вынужден был перейти учиться в Махачкалинское культпросветучилище. Успешно окончив его, Хирамагомед вместе с младшим братом Магомедом ушли в армию. Служить они попали в строительный отряд, дислоцированный на станции Нименьга на берегу Белого моря Онежского района Архангельской области. Там братья показали себя с хорошей стороны, служили добросовестно. В военно-политической подготовке показали пример и другим солдатам. Учитывая их способности, старания и что благодаря им была ликвидирована «дедовщина», через месяц командование назначило Хирамагомеда начальником железнодорожной станции военного городка Игиша, а Магомеда – мастером по принятию бревен, поступающих из леса, вырубленных сослуживцами.
За хорошую службу Хирамагомеда ценило командование части. Там его приняли кандидатом в члены партии. Через год службы на целый месяц дали ему отпуск, чтобы съездить домой. За воспитание преданных Родине сыновей их родители несколько раз получили благодарственные письма от командования части. Во время службы в армии Хирамагомед заслужил около 30 поощрений и звание сержанта.
Вернувшись из армии, молодой человек, успешно сдав экзамены, поступил учиться в Московский институт инженеров транспорта. Там ему дали 10 дней, чтобы побывать дома, сменить солдатскую форму на гражданскую, отдохнуть и приступить к учебе в институте. Но когда приехал домой, отец сказал ему: «Мать болеет. Я должен содержать семью. Если ты поедешь учиться в Москву, то у меня не будет возможности помогать тебе. Лучше тебе остаться дома». Поэтому Хирамагомед устроился работать художественным руководителем по танцам в районном Доме культуры. Но через восемь месяцев он поступил учиться в Астраханскую школу милиции.
ШКУРЫ, ДЕНЬГИ И УБИЙСТВО
Школу милиции Хирамагомед окончил на «4» и «5». Затем в звании лейтенанта в 1982 году его направили работать в Унцукульскую районную милицию. А там его назначили на должность инспектора участка, куда входили 7 селений из 15 имеющихся в районе. Хирамагомед для начала познакомился с руководителями этих сел, провел профилактические мероприятия среди населения. Изучил их характер, обычаи, особенности, распознал людей, склонных к употреблению алкоголя и совершению преступлений. Кроме того, Хирамагомед часто выступал перед школьниками и на сельских сборах с профилактическими лекциями.
Учитывая его хорошую работу, добросовестность, руководство через два года направило учиться Хирамагомеда в Ленинградское высшее политическое училище МВД СССР. По его окончании Хирамагомед работал сначала заместителем начальника по политчасти ОПО МВД республики, на такой же должности в роте полка ППС милиции. Затем его приняли инспектором Центрального аппарата Министерства внутренних дел РД. Потом назначили старшим инспектором по особым поручениям отдела по организации работы участковых инспекторов.
Находился на различных должностях в Управлении уголовного розыска МВД республики и на других ответственных постах.
На какую бы должность ни назначали Хирамагомеда, он трудился со старанием, защищая справедливость и законность.
Когда Хирамагомед работал участковым инспектором в Унцукуле, там бесследно исчезали козы сельчан. Чтобы расследовать это преступление, он взял с собой хозяев этих коз, за свой счет нанял транспорт и поехал в несколько сел. В результате проведенной оперативной работы в домах некоторых жителей поселка Дубки, села Чиркей Буйнакского района и нескольких других сел были обнаружены и изъяты шкуры исчезнувших животных. Воры их похищали на Гимринских скалах и на катерах через Чиркейское озеро увозили для реализации, заранее договорившись с покупателями разных сел.
В Цунтинском районном центре Кидеро из сейфа администрации было похищено 3 миллиона рублей, предназначенных для зарплаты учителям. Оперативная бригада МВД республики целую неделю работала, чтобы выявить вора, но, не добившись результата, с одним подозреваемым бригада прибыла в сел. Хебда – райцентр Шамильского района. Там, в отделе милиции, как член бригады, Хирамагомед решил еще раз допросить подозреваемого. И во время допроса ему удалось получить признание вины. Вор рассказал, что эти деньги украл, открыв сейф, и спрятал в трех мешках в навозе в хлеву своего дома. Вернувшись в Кидеро, оперативная группа действительно нашла деньги, и они были возвращены в кассу райадминистрации.
Однажды в Махачкале произошел такой случай. В одном доме по ул. Октябрьской был задушен его хозяин. Когда это сообщение поступило в Управление уголовного розыска МВД республики, выявить преступника поручили Хирамагомеду Магомедову совместно с сотрудниками Советского РОВД г. Махачкалы. Когда на месте провели осмотр, подозрение пало на супругу погибшего. И действительно, при допросе женщина рассказала, что супруга задушили по ее заказу.
Виновные лица были задержаны и доставлены в милицию, и суд своим решением каждому из них вынес заслуженное наказание.
ТОЛЬКО С ХОРОШЕЙ СТОРОНЫ
В характеристике, выданной Хирамагомеду Магомедову Управлением уголовного розыска, написано: «…из 22 лет, отданных органам внутренних дел, шесть Хирамагомед Магомедов отдал Управлению уголовного розыска. Здесь он показал себя только с хорошей стороны, как грамотный, порядочный и инициативный сотрудник. Хорошо знал нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, и в ежедневной работе ими правильно руководствовался».
Во время работы в милиции Х. Магомедовым и при его непосредственном участии было раскрыто значительное количество преступлений, такие как убийства, разбои, грабежи, кражи имущества граждан и др. А также с его участием были выявлены 26 активных участников массовых нарушений порядка, в домах подозреваемых произведены 36 обысков. В результате этого было изъято большое количество оружия и боеприпасов. 16 их владельцев были задержаны и привлечены к ответственности.
Х. Магомедов много ездил с инспекторскими проверками оперативно-разыскной деятельности городских и районных отделов милиции республики. А также он оказывал им практическую помощь в раскрытии тяжких преступлений и в других делах. Он всегда бывал собранным, физически сильным, хорошо владел оружием. В коллективе пользовался авторитетом.
НЕ ГНАЛСЯ ЗА ДОЛЖНОСТЯМИ
Много у него друзей-товарищей, он всегда готов помочь нуждающимся. Когда он работал в ОВД, ежедневно 5-6 человек приходили к нему за помощью. Хирамагомед ни одному из них не отказывал. Старался помочь, с его помощью около 20-ти человек поступили на работу в милицию. Кроме того, он ездил по горным районам и после его общения с молодежью более 30 молодых людей пришли служить в полк ППС милиции по завершении службы в армии.
Не погасла в этом честном и совестливом человеке глубокая любовь к родному краю и к его людям. В любое время готов Магомедов за них заступиться. Постоянно держит он связь с родным селом. При любой возможности и во время отпуска едет в родное село посещать родных, друзей-товарищей.
За хорошие показатели в работе, учебе, стрельбе, за успехи в творчестве и за активное участие в развитии художественной самодеятельности Магомедов заслужил несколько наград, в том числе медаль «За безупречную службу в МВД», почетные и другие грамоты, дипломы разных степеней.
Но Магомедов, как некоторые, не гнался за высокими должностями и наградами, хотя он заслужил это. Не получил для проживания отдельную квартиру. Его большая семья из 8 человек долгие годы проживала в комнате общежития площадью 24 кв.м. Сейчас он со своей семьей живет в собственном доме, построенном своими силами в поселке Семендер.
Подполковник милиции Магомедов несколько лет тому назад ушел на заслуженный отдых. Но не в его характере отдыхать. 2004-2005 учебный год работал в Ленинкенте преподавателем в специальной средней школе милиции. Сейчас он является адвокатом специализированной коллегии адвокатов Дагестана. В этом году 15 июля ветерану полиции Хирамагомеду Магомедову исполнится 60 лет.
Ниматула Нурмагомедов