Славяне-мусульмане


На сегодняшний день славяне – крупнейшая в Европе этноязыковая общность; общая численность славян составляет около 300 млн человек. Ее представители делятся на три подгруппы: восточную (русские, украинцы и белорусы), западную (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы). В подавляющем большинстве эти народы проповедуют христианство в разных его течениях. Но, как это ни удивительно, не все славянские народы – христиане, среди них есть и мусульмане, проповедующие свою религию уже на протяжении сотен лет. Кто эти люди, где они живут и сколько их в современном мире

Босняки возникли в результате обращения в ислам южных славян (в основном сербов и хорватов). В переписях населения Югославии за 1960-1970-е годы вместо термина «боснийцы» употребляется термин «славяне-мусульмане». Численность мусульман в Боснии и Герцеговине — 2,2 млн человек (2005). Живут они также в Германии (158 тыс. человек), Сербии (145 тыс. человек), Австрии (108 тыс. человек), США (98 тыс. человек), Швеции (55 тыс. человек). Общая численность – 3,2 млн человек. В XV веке Босния вошла в состав Османской империи. Долгие годы османского правления наложили отпечаток на культуру Боснии и Герцеговины.

Помаки – принявшие ислам болгары (по другой, менее популярной версии — потомки тюрков). Они отличаются от всех остальных славян-мусульман тем, что говорят на болгарском языке не только с вкраплениями турецких слов, но и с обилием старославянизмов. Современные помаки проживают преимущественно на юге и юго-востоке Болгарии — в основном в Родопских горах к югу от Пловдива и в Пиринской Македонии. Значительное количество помаков живет также в соседних регионах Греции, особенно в номе Ксанти (Западная Фракия). Большая часть общины в Турции ассимилирована, утратила славянский язык и культурные особенности и влилась в турецкий этнос. Причиной принятия ислама помаками, как и босняками, стало господство Османской империи на Балканах в XIV-XIX веках. Будучи мусульманами, помаки сохранили славянский язык (который специалисты считают образцом «чистого» болгарского), культуру и традиции.

Торбеши — обратившиеся в ислам в XV-XVIII вв. македонцы, жители западной части страны, сохранившие в чистом виде свой язык (только изредка они говорят на смеси македонского и сербского).

 Среди македонцев распространялся по преимуществу суннитский ислам ханафитского мазхаба — официального в Османской империи. Благодатную почву нашли в Македонии и суфийские ордена — Накшбанди, Хельвети, Кадари, Руфаи и Малами. Сегодня в Македонии, по разным данным, проживает от 40 до 80 тысяч торбешей.

Горанцы — мусульманские жители южной части Косово и Метохии, говорящие на сербском или диалекте болгарского языка. Горанцы говорят на своем особом языке, он «ни сербский, ни македонский, ни албанский», но содержит элементы этих трех языков. До НАТОвской операции 1999 года горанцы славились своей чудесной выпечкой. Но после обострения албанского конфликта большая часть общины покинула насиженные места и сейчас живет в Сербии. И там они тоже славятся своими кулинарными изысками.

Черногорцы-потуреченцы – еще одна славяно-мусульманская общность. Они являются потомками жителей Черногории. Тоже приняли ислам под влиянием османов, но, в отличие от других балканских племен, принявших мусульманство, они неоднократно восставали против турок. Сейчас местные славяне-мусульмане не столь многочисленны, и на сегодняшний день их насчитывается около нескольких тысяч, большинство из которых проживает в Черногории.

Ислам проповедуют не только эти пять славянских народностей – и другие национальности, не только славянские, избрали эту мировую религию своим руководством в жизни. Однако именно эти пять народностей позиционируют себя в качестве целой славянской нации, проповедующей ислам. Есть разные версии об истории обращения балканских народов в мусульманство. Кто-то считает, что это происходило насильственно, а кто-то, наоборот, что добровольно. И белые пятна в истории этого процесса дают повод и тем, и тем выдвигать свои версии. Точного ответа на этот вопрос не существует, однако надо отметить, что заставить кого-либо верить или не верить невозможно, ибо это удел сердца, а ему, как известно, не прикажешь.

Махач Гитиновасов, сотрудник отдела просвещения Муфтията РД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале усилят меры безопасности на праздновании 80-летия Победы

В связи с недавней перестрелкой в городе, мэр Махачкалы Юсуп Умавов поручил уделить особое внимание безопасности во время предстоящих...

Трехэтажный самострой на Северо-Осетинской в Махачкале пойдет под снос

Верховный суд Дагестана вынес решение о сносе самовольно возведенного трехэтажного здания на улице Северо-Осетинской, 14 в Махачкале. Суд удовлетворил...

В столице Дагестана откроется выставка «Хроники Великой Победы»

Выставка «Хроники Великой Победы» откроется завтра, 7 мая, в Историческом парке «Россия - моя история» в Махачкале. Вход бесплатный. Как...

Семьям погибших сотрудников полиции выделят по миллиону рублей – Сергей Меликов

По одному миллиону рублей будет выделено семьям сотрудников полиции, погибших накануне в результате перестрелки в Махачкале. Об этом объявил...
spot_imgspot_img

Марис Ильясов выразил соболезнования семьям и близким погибших в результате теракта в Махачкале

Председатель Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" выразил соболезнования семьям и близким погибших в результате теракта,...

В дагестане ускорили мобильный интернет для дачников и туристов

Перед майскими праздниками МегаФон завершил масштабную подготовку сети к летнему сезону. Инженеры оператора модернизировали инфраструктуру в дачных и туристических...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам