Многие ошибочно думают, что ислам начинается у порога мечети и заканчивается также у выхода из нее. О том, что религия Всевышнего Аллаха регламентирует все стороны человеческой жизнедеятельности, они даже не подозревают. Перед человеком всегда находятся два пути: один – приводящий к довольству Аллаха, другой – к греху. Да, есть и такое понятие, как «мубах» – не вменено в обязанность и не запрещено, но и это понятие исламское, а значит, регламентируется самим человеком.
Уровень развития и распространения социальных сетей позволяет влиять на сознание пользователей в рамках глобальной сети, а кнопка «лайк», появившаяся практически вместе с ними же, уже стала неотъемлемой частью в интернет-реальности. «“Лайк” (от английского like) – это средство, помогающее пользователю интернета выразить свое одобрение к выложенному контенту в социальных сетях и на других интернет-ресурсах», – гласит определение лайка. Каково же отношение ислама к этому «чуду», во многом управляющему сознанием людей? На три категории (о которых мы сказали вначале) можно разделить и «лайки».
Запрещенный «лайк». Сегодня ни для кого не секрет, что огромное количество людей живет соцсетями и в соцсетях. Они подписаны на разные рассылки, участвуют в форумах, обсуждают различные темы и, конечно же, ставят знак «лайк» или «дислайк». Для начала выясним, можно ли человеку быть подписанным на тот или иной аккаунт. Ибо хадис Пророка Мухаммада
(с.а.с.) гласит: «Кто увеличит число группы, тот из них. А тот, кто согласился с поступком людей, является соучастником в этом деле» (Абу Яʻля).
Из этого хадиса следует, что человек, подписанный на какую-то группу или страницу, пропагандирующую грех и сеющую смуту, не имея при этом намерения противостоять этому греху или наставить тех людей, которые ведут эту группу или «страничку», одной лишь своей подпиской и своим молчаливым согласием с происходящим там может впасть в грех. И даже тяжкий. Так же обстоят дела и с «лайками» или «дислайками». Если человек в соцсетях поставил знак одобрения под какой-либо публикацией, порочащей честь и достоинство другого; распространяющей непроверенные, а зачастую даже ложные слухи и домыслы; или если он своим «лайком» подтолкнул человека к греху, то он, несомненно, будет соучастником этого автора публикации в этом грехе. Ибо в хадисе Пророка Мухаммада (с.а.с.) говорится: «Тот, кто даже полусловом содействует в совершении греховного, будет соучастником этого прегрешения». («Бидаятуль-Хидаят») Нередки случаи, когда «лайк» приводил человека даже к смерти. В день Великого Суда человеку, ставшему причиной греха, каким бы малым он ни был, несомненно, придется держать ответ перед Всевышним за свой поступок, в том числе и за свой «лайк». Если только он не покается в своем грехе и не изменит ситуацию. Говоря простым языком, если вы поставили «лайк» или «дислайк» (в зависимости от ситуации), который в дальнейшем может стать причиной какого-либо греха, то ставить такую «оценку» запрещено.
Одобряемый «лайк». Ситуация с одобряемым «лайком» прямо противоположна «запрещённому». Человек, знающий чего по шариату делать нельзя, автоматически приобретает знания и о дозволенном. Если кто-либо зарегистрировался в соцсетях и присоединился к группам, пропагандирующим здоровый образ жизни (соответствующий требованиям шариата) или сам пропагандирует такое, распространяет знания и науки (опять же – разрешенные исламом), сподвигает людей на благие дела, короче говоря, исправляет мир к лучшему, то такая деятельность в социальных сетях, конечно же, приветствуется и, будет вознаграждена Всевышним Аллахом. «Сидя» в соцсетях, важно помнить о непосредственных обязанностях, возложенных на нас Всевышним (совершение намаза, выполнение повелений родителей, обеспечение своей семьи и т.п.).
«Лайк» мубах (дозволенный). Абу Абдуллах Ан-Нумана Ибн Башира передал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними сомнительное, относительно которого многие люди не имеют ясного представления (ибо они не могут определить, к какой категории это относится)…» (Бухари, Муслим). Мубах иначе называют и халялем – это то, что не вменяется в обязанность и не запрещено, является не сунной или караха (нежелательным действием), а нейтральным, дозволенным действием. В его совершении нет ни греха, ни награды. А если мусульманин совершил подобный поступок с соответствующим хорошим намерением, то он может превратиться в поклонение (ибада), за которое можно удостоиться благого воздаяния. А что касается «лайков», то по этой теме можно сказать следующее: если человек обсуждает «нейтральную» тему, будь то одежду, еду или тому подобное, то в этом нет ничего предосудительного. Если он «поддерживает» разговор, не имея благой цели, то он не впадет в грех. Ведь согласно хадису, «деяния человека оцениваются по намерениям».
Махач ГИТИНОВАСОВ, сотрудник Отдела просвещения Муфтията РД