Ислам и «лайки»


Многие ошибочно думают, что ислам начинается у порога мечети и заканчивается также у выхода из нее. О том, что религия Всевышнего Аллаха регламентирует все стороны человеческой жизнедеятельности, они даже не подозревают. Перед человеком всегда находятся два пути: один – приводящий к довольству Аллаха, другой – к греху. Да, есть и такое понятие, как «мубах» – не вменено в обязанность и не запрещено, но и это понятие исламское, а значит, регламентируется самим человеком.

Уровень развития и распространения социальных сетей позволяет влиять на сознание пользователей в рамках глобальной сети, а кнопка «лайк», появившаяся практически вместе с ними же, уже стала неотъемлемой частью в интернет-реальности. «“Лайк” (от английского like) – это средство, помогающее пользователю интернета выразить свое одобрение к выложенному контенту в социальных сетях и на других интернет-ресурсах», – гласит определение лайка. Каково же отношение ислама к этому «чуду», во многом управляющему сознанием людей? На три категории (о которых мы сказали вначале) можно разделить и «лайки».

Запрещенный «лайк». Сегодня ни для кого не секрет, что огромное количество людей живет соцсетями и в соцсетях. Они подписаны на разные рассылки, участвуют в форумах, обсуждают различные темы и, конечно же, ставят знак «лайк» или «дислайк». Для начала выясним, можно ли человеку быть подписанным на тот или иной аккаунт. Ибо хадис Пророка Мухаммада
(с.а.с.) гласит: «Кто увеличит число группы, тот из них. А тот, кто согласился с поступком людей, является соучастником в этом деле» (Абу Яʻля).
Из этого хадиса следует, что человек, подписанный на какую-то группу или страницу, пропагандирующую грех и сеющую смуту, не имея при этом намерения противостоять этому греху или наставить тех людей, которые ведут эту группу или «страничку», одной лишь своей подпиской и своим молчаливым согласием с происходящим там может впасть в грех. И даже тяжкий. Так же обстоят дела и с «лайками» или «дислайками». Если человек в соцсетях поставил знак одобрения под какой-либо публикацией, порочащей честь и достоинство другого; распространяющей непроверенные, а зачастую даже ложные слухи и домыслы; или если он своим «лайком» подтолкнул человека к греху, то он, несомненно, будет соучастником этого автора публикации в этом грехе. Ибо в хадисе Пророка Мухаммада (с.а.с.) говорится: «Тот, кто даже полусловом содействует в совершении греховного, будет соучастником этого прегрешения». («Бидаятуль-Хидаят») Нередки случаи, когда «лайк» приводил человека даже к смерти. В день Великого Суда человеку, ставшему причиной греха, каким бы малым он ни был, несомненно, придется держать ответ перед Всевышним за свой поступок, в том числе и за свой «лайк». Если только он не покается в своем грехе и не изменит ситуацию. Говоря простым языком, если вы поставили «лайк» или «дислайк» (в зависимости от ситуации), который в дальнейшем может стать причиной какого-либо греха, то ставить такую «оценку» запрещено.

Одобряемый «лайк». Ситуация с одобряемым «лайком» прямо противоположна «запрещённому». Человек, знающий чего по шариату делать нельзя, автоматически приобретает знания и о дозволенном. Если кто-либо зарегистрировался в соцсетях и присоединился к группам, пропагандирующим здоровый образ жизни (соответствующий требованиям шариата) или сам пропагандирует такое, распространяет знания и науки (опять же – разрешенные исламом), сподвигает людей на благие дела, короче говоря, исправляет мир к лучшему, то такая деятельность в социальных сетях, конечно же, приветствуется и, будет вознаграждена Всевышним Аллахом. «Сидя» в соцсетях, важно помнить о непосредственных обязанностях, возложенных на нас Всевышним (совершение намаза, выполнение повелений родителей, обеспечение своей семьи и т.п.).

«Лайк» мубах (дозволенный). Абу Абдуллах Ан-Нумана Ибн Башира передал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними сомнительное, относительно которого многие люди не имеют ясного представления (ибо они не могут определить, к какой категории это относится)…» (Бухари, Муслим). Мубах иначе называют и халялем – это то, что не вменяется в обязанность и не запрещено, является не сунной или караха (нежелательным действием), а нейтральным, дозволенным действием. В его совершении нет ни греха, ни награды. А если мусульманин совершил подобный поступок с соответствующим хорошим намерением, то он может превратиться в поклонение (ибада), за которое можно удостоиться благого воздаяния. А что касается «лайков», то по этой теме можно сказать следующее: если человек обсуждает «нейтральную» тему, будь то одежду, еду или тому подобное, то в этом нет ничего предосудительного. Если он «поддерживает» разговор, не имея благой цели, то он не впадет в грех. Ведь согласно хадису, «деяния человека оцениваются по намерениям».

 

Махач ГИТИНОВАСОВ, сотрудник Отдела просвещения Муфтията РД

Предыдущая статьяХадис №31 2017
Следующая статьяЖизнь, отданная медицине

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Из Махачкалы планируют запустить прямые авиарейсы в города Азербайджана

Четыре российские авиакомпании собираются запустить прямые рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и Махачкалы в азербайджанские города Гянджа, Ленкорань и Нахичевань....

В Махачкале состоялось совещание с участием высшего руководства ПАО «Газпром»

Совещание по вопросам взаимодействия компаний группы «Газпром» с правительством Дагестана состоялось сегодня, 28 января, в Махачкале под председательством главы...

В Махачкале обновили материально-техническую базу двух коррекционных школ

Материально-техническую базу двух коррекционных школ и одного колледжа в Махачкале обновили в 2021 в рамках национального проекта «Образование». Об...

В Махачкале прошла акция «Блокадный хлеб»

Всероссийская акция «Блокадный хлеб» прошла в Махачкале накануне, 27 января — в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В...

На бизнесмена из Махачкалы завели дело за причинение ущерба бюджету республики

Уголовное дело возбуждено против индивидуального предпринимателя из Махачкалы, который причинил бюджету республики ущерб почти на 300 тыс. рублей, сообщили...

Порядок – это несложно

Вслед за пользователями соцсетей тема освобождения незаконно захваченных городских территорий внезапно взбудоражила все население нашего города. Видеоролики с кадрами...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам