Трудных подростков на поруки


25 мая текущего года дагестанские парламентарии приняли Закон «Об общественных воспитателях», согласно которому те из дагестанцев, кто добровольно захочет выступить в роли бесплатного наставника молодежи, будут закреплены за подростками из «группы риска» и содействовать воспитанию своих подопечных.

Мотивации к закону следующие: профилактика подростковой преступности и беспризорности, употребления наркосодержащих веществ в этой возрастной группе, помощь в защите прав несовершеннолетних. Благородство поставленных целей очевидно, и успевшие ознакомиться с законом сошлись во мнении, что общественная рука должна дотянуться и до этих проблем, куда до сих пор она не доставала. И что такая помощь не должна превратиться в самопиар или же разовые акции, пропитанные формализмом. Образ того, кто должен посвятить себя детям, частично или полностью потерявшим жизненные ориентиры, законодатели также явственно прорисовали в том же официальном документе. Это должны быть люди, снискавшие авторитет на своих рабочих местах, дееспособные, ранее не судимые, не лишенные родительских прав и не бомжи (то есть с определенным местом жительства). Те, кто в критерии не вписывается, проходят мимо.

 

ГОЛЫЙ ЭНТУЗИАЗМ НЕ ПРОЙДЕТ?

Несмотря на то, что идея не нова и если «поднять» историю советского периода, то можно отыскать аналогичный Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении положения об общественных воспитателях несовершеннолетних», датируемый 13 декабря 1967 года, возвращение к хорошо забытому старому провоцирует осознание того, что общественные проблемы имеют тенденцию к цикличности. Велосипед никто изобретать не собирался, однако документы того периода читались и реализовывались соразмерно своим временным идеологическим установкам. Но то, что их «кавер-версия» впишется в современные реалии и вполне уместна, один из инициаторов нормативного документа – депутат Народного Собрания РД Магомед Курбанов – не подвергает сомнению. «Я думаю, взрослые люди уже осознают, что если мы не будем вносить лепту в воспитание и развитие молодежи, то придем к негативным последствиям. Людей, имеющих большой жизненный опыт, предостаточно, с каждым днем растет число общественников, общественных организаций, проводящих разного рода мероприятия»,
– рассуждает депутат, аргументируя принятие закона тем, что не всем же подросткам требуются общественные воспитатели. А только тем из них, кто оказался в трудной жизненной ситуации, кто является сиротой или же отбился от рук. Координировать работу таких общественников, с его слов, будет комиссия по делам несовершеннолетних. И если они хотят находиться или работать при школах и детсадах, препятствовать им никто не будет.

Механизм реализации закона должен быть отработан, и кто возьмет на себя общественную нагрузку – некий среднестатистический дагестанец, теоретически душой болеющий за чужих детей, или же искушенный в решении проблем подросткового периода специалист из разряда социальных педагогов и психологов – не совсем ясно. Заслуженный учитель РФ, директор махачкалинской школы №18 и по совместительству председатель Общественной палаты Махачкалы Салим Абдулкадыров предполагает, что школы тоже могут активно включиться в этот процесс, однако найти человека, не закрепленного в штате, но на постоянной основе радеющего за неблагополучных подростков – будет не так-то и легко. Сейчас в школах есть классные руководители, социальные педагоги, заместители директоров по воспитательной работе, которые при наличии вопросов, возникающих по дисциплине и посещаемости уроков, сами идут по домам и напрямую общаются с родителями «нарушителей». А так вверять человеку обязанности без оплаты в современных условиях – несколько затруднительно. По его мнению, опыт добровольца также имеет большое значение, ведь на голом энтузиазме и желании помочь далеко не уедешь.

 

ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАША ТЕТЯ!

В том, что идея хороша, не сомневается директор Социального центра реабилитации несовершеннолетних Аминат Абакарова, однако сам факт постороннего вмешательства в и без того непростые судьбы воспитанников интерната ее, как специалиста, настораживает: «Если человек хочет быть общественным воспитателем, ему надо иметь какой-то план работы. Он должен привнести такое, чего нет в этом учреждении. Быть уверен в своих силах. Если он придет с идеей, то мы ее обсудим, посмотрим, возможно ли ее реализовать в этом учреждении в интересах детей. Может, он классный психолог и проводит эффективные тренинги. Почему бы и нет? Но он не должен прийти и сказать: вот, я пришел…»

 А говорить с ними и объяснять… этого добра и в самом Центре хватает. Дети привыкли, что их постоянно учат, «лечат» – на их сленге. А у них своя жизнь, свои правила, и они не всегда принимают то, что им говорят.

Трудности «перевода» заключаются и в том, что посетители Центра, будь то волонтеры или студенты на практике, не всегда готовы вникать в проблемы подростков, потому что у кого-то папа директор рынка или мама – при должности. Таким трудно понять психологию несовершеннолетнего, выросшего в неблагоприятных жизненных условиях, недолюбленного семьей. «И им надоедает, что каждый копается в их жизни, советы дает. Потому что кто приходит со стороны, считает, что он благое дело делает, что он снизошел до этих детей, хотя сами дети об этом не просили. И они ждут какой-то благодарности от детей, но они ее не увидят. Это очень тяжелый вопрос», – отмечает Аминат Абакарова.

С непростыми детьми нелегко навести мосты дружелюбного общения неподготовленному человеку, говорит психолог Джамиля Сайбуллаева. Причина кроется в особенностях переходного возраста, который характеризуется так называемым «низвержением авторитетов», с одной стороны, и максимализмом – с другой. С ее слов, «пока подростки были детьми, они безоговорочно доверяли взрослым. Им рассказывали, что надо быть честными, справедливыми, и они этому верили, безо всякого фильтра. Но в подростковом возрасте они уже согласуют свои знания об окружающем мире с тем, что им говорят. И оказывается, что эти самые авторитетные взрослые и обманывают, и несправедливые, то есть не заслуживают авторитета». Им очень важно получить одобрение со стороны сверстников. В то же время им катастрофически нужны поддержка и понимание от взрослых, которые знают, с кем дружить, как решать проблемы. Подход к подростку должен быть очень тонкий, щепетильный, индивидуальный, тогда это может возыметь эффект, уверена Сайбуллаева. Если же это будут нотации, то в лучшем случае подопечный выслушает молча, в худшем – раздражится, и общественный воспитатель заработает в свой адрес не уважение, а открытую неприязнь.

 

БЕЗ ИЗЛИШНЕГО ФАНАТИЗМА

Юсуп Гусейнов – начальник отдела профилактических программ и проектов Министерства по делам молодежи РД, ставший общественным воспитателем задолго до принятия закона, – к вопросу о реализации документа подходит с позиции: кто не хочет работать, тот найдет оправдание. Дагестанцам присущ меркантилизм и вряд ли кто-то запротестует, если его захотят материально вознаградить за общественную работу, – не отрицает эксперт, «но тут есть такой тонкий религиозный момент: довольствие Всевышнего тоже должно играть какую-то роль в регионе, где от 90 процентов людей считают себя верующими». В том, что общественный воспитатель непременно должен быть человеком с внушительным жизненным багажом, Гусейнов не уверен: «Не всегда наставник с огромным 25-летним стажем оказывается лучше молодого учителя, только начавшего работать. В глубине души человек, наверное, должен быть психологом или педагогом, но в целом это должен быть близкий подросткам человек, которому они хотят подражать». Гусейнов вел кураторство над двумя подопечными – один из них сейчас учится в Москве, другой – в Махачкале: «На самом деле, ту функцию, которую я взял на себя, будучи общественным воспитателем, я считаю, ее обязан выполнять любой дагестанец, уважающий себя и свою семью. Ну, получилось так с этими детьми. Произошли какие-то катаклизмы в семье, но нельзя на них ставить крест. Своим друзьям, однокурсникам они показали, что могут добиваться результатов. И если брать закон и исполнять каждый его пункт… Наверное, это будет сложно, и многие дагестанцы не пойдут на это. А если взять надзорную функцию – контролировать, подсказывать, помогать – это будет иметь колоссальный эффект».

 

Лариса ДИБИРОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам