17 сентября Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов встретился в Махачкале с первым заместителем министра обороны России Русланом Цаликовым. В числе других обсуждался вопрос возведения в Каспийске новой базы для размещения Каспийской флотилии. Что от этого выиграет или потеряет республика – разбирались «МИ».
ПОДНЯЛИ ПАРУСА
Руслан Цаликов посетил Дагестан по поручению министра обороны РФ Сергея Шойгу. Уже этот факт говорит о важности и значимости визита. Встреча прошла без участия СМИ.
«Руководитель республики и первый заместитель главы военного ведомства России рассмотрели вопросы развития и модернизации объектов инфраструктуры Каспийской флотилии, а также возведения новых, в том числе в городе Каспийске. Были заслушаны доклады командования Южного военного округа о планах строительства причального фронта и наземных сооружений Каспийской флотилии.
Планируется, что первый этап строительства мест базирования кораблей флотилии будет завершен в 2019 году. Кроме того, Глава Дагестана и первый заместитель министра обороны осмотрели территории, предназначенные к проведению масштабных работ по капитальному ремонту и строительству будущих объектов. По итогам визита принято решение о создании штаба по организации обустройства инфраструктуры флотилии под руководством заместителя министра обороны Тимура Иванова», – говорится в сухих строках пресс-релиза, размещенного на официальном сайте Главы Дагестана.
Военный эксперт Дмитрий Семенов отмечает, что в советское время основным местом дислокации Каспийской флотилии был Баку. После распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства силы флотилии пришлось перебазировать в Махачкалу и Астрахань, ставшую главной российской военно-морской базой на Каспии.
«В последнее время часть сил объединения флотилии обживает район Каспийска. Как говорят моряки, эти места чем-то напоминают бакинскую бухту. Дислокация здесь, в центральной части Каспийского моря, позволит более эффективно решать поставленные задачи», – приводит слова эксперта газета «Красная звезда».
При этом отмечается, что это должен быть не просто участок, где можно «бросить якорь», а полноценная инфраструктура, защищенная от природных воздействий. Также надо будет решать вопрос с размещением личного состава, а это не только солдаты и матросы, но и офицеры с семьями.
«Курировать работу в рамках обустройства объектов для размещения сил Каспийской флотилии будет замминистра обороны России Тимур Иванов. Уже создан штаб под его руководством, проведена рекогносцировка, проанализировано состояние имеющейся и необходимой инфраструктуры. В ходе первого этапа работ, который спланирован до 2019 года, должны быть созданы причальный фронт и объекты наземной инфраструктуры. На этот же период в Каспийске намечено создание основной базы. В целом программа рассчитана на три этапа и должна быть реализована до 2020 года», – отмечает Семенов.
Некоторые СМИ озвучивали информацию, что штаб Каспийской флотилии может передислоцироваться из Астрахани в Каспийск, но официального подтверждения эти сведения пока не нашли.
Справка: Каспийская флотилия – важнейший инструмент внешней политики России на Каспии. Она обеспечивает национально-государственные интересы в регионе Каспийского моря, проводит антитеррористические мероприятия (в том числе наносит ракетные удары по объектам террористов в Сирии), занимается охраной торговли, защитой государственных интересов в зоне нефтяных месторождений. В состав флотилии входят ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и другие.
ТОРГОВЫЙ ИЛИ ВОЕННЫЙ ПОРТ?
На Каспийском море также располагается Махачкалинский международный морской торговый порт. Как на нем, переживающем не лучшие времена, скажется расширение зоны присутствия военно-морских сил?
Журналист и эксперт Андрей Меламедов
рассказал «МИ», что в 2016 году руководство Дагестана совместно с Минкавказа РФ начали лоббировать проект нового глубоководного порта на Каспии в районе Каспийска.
«По моей информации, интерес к этому проекту у потенциальных инвесторов есть, в том числе потому, что Каспийск объявлен территорией опережающего развития, что предполагает ряд преференций, включая льготный таможенный режим. Но окончательной ясности по судьбе этого проекта нет, так как необходимо согласование многих инстанций. Есть информация о планах расширения Каспийской флотилии, которой планируется передать значительную часть акватории Махачкалинского морского порта, а взамен Минобороны готово способствовать поиску средств на финансирование проекта расширения действующего порта на север. Но и здесь пока не принято окончательное решение», – говорит Меламедов.
Стратегия создания Каспийского транспортно-логистического комплекса разработана Аналитическим центром при Правительстве РФ по заказу Корпорации развития Северного Кавказа, а Министерство по делам Северного Кавказа ведет эту работу по поручению Президента РФ – такая информация размещена на сайте Минкавказа РФ.
Министерство предлагает создать на Каспии новый глубоководный порт. «Уже найдены подходящие участки с достаточной глубиной. По нашим расчетам, в инфраструктуру нового порта необходимо будет вложить 15-20 миллиардов рублей федеральных средств», – сообщил замминистра по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов.
По его словам, начинать проект необходимо как можно быстрее.
«Все прикаспийские страны усиленно развивают портовую инфраструктуру. Если мы упустим время и начнем строить порт через 5-10 лет, то, даже если вложим в его создание в разы больше средств, крупные компании все равно не будут менять уже сформированные за эти годы и заполненные торговые маршруты ради развития нашего порта», – считает Байсултанов.
ЯХТАМ КРАСНЫЙ СВЕТ?
Пока неясно, как будут согласовываться грандиозные планы по созданию новой базы флотилии в Каспийске, и строительство нового глубоководного торгового порта примерно в том же районе. Если военные обживут акваторию возле Каспийска, то фактически вся территория между этим городом и Махачкалой окажется в сфере влияния военно-морских сил. Это не очень увязывается с планами по развитию морского круизного туризма на Каспии.
27 февраля этого года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев на форуме «Сочи – 2017» осмотрел стенд Корпорации развития Северного Кавказа, где был представлен инвестиционный проект Республики Дагестан «Развитие международного круизного судоходства по Каспийскому морю».
Проект предусматривает строительство гавани для круизных судов, яхт и катеров в порту Махачкалы. Также запланировано строительство морского вокзала с пассажирооборотом 30 тысяч человек в год, гостиничного комплекса, набережной с искусственно образованными песчаными пляжами.
Проект предполагается реализовать между северным молом сухогрузной гавани и южным молом судоремонтного завода.
Чем присутствие Каспийской военной флотилии может помешать развитию этого проекта и морского туризма в целом? Главная проблема – закрытый пропускной режим.
Примеры уже есть. В 2014 году яхтсмены из казахстанского города Актау не смогли войти в махачкалинский порт, чтобы принять участие в международных соревнованиях крейсерских яхт «Золотой нактоуз».
«В международный морской порт Махачкалы разрешено входить только торговым судам. По яхтам и другим видам пассажирских судов в каждом случае принимается отдельное решение на уровне Правительства РФ. Если оно будет получено, то в дальнейшем никаких проблем не возникнет», – ранее сообщили «МИ» в пресс-службе Каспийского пограничного управления ФСБ РФ.
Тимур Алиев