Откуда взять деньги?


20 марта Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН совместно с Кавказским политико-экономическим клубом «Развитие регионов – 2050» и журналом «Региональные проблемы преобразования экономики» провел круглый стол «Проблемы формирования доходной части бюджета Республики Дагестан».

 

С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ?

Открывая мероприятие, директор Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергей Дохолян отметил, что по республике ходит немало мифов и легенд о том, сколько денег можно собрать дополнительно в региональный бюджет.

«В чем мы согласны однозначно, в том числе и с врио Главы Дагестана Владимиром Васильевым, так это в том, что бюджет республики недобирает необходимую сумму. Но есть один больной вопрос: а сколько недобирает? Есть термин: собираемость налогов на регулярной основе. Мы боимся ситуации, когда один раз собрали много, а экономику загубили. Так не должно быть», – сказал Дохолян.

С докладом о проблемах формирования доходной части бюджета выступила научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ РАН, кандидат экономических наук Айшат Гаджиева.

Она рассказала, что регионы СКФО в большей степени зависимы от внешних источников финансирования. В первую десятку по объему выделяемых средств на бюджетное выравнивание в 2017 году попали три субъекта СКФО. Это Дагестан – 52,419 миллиарда рублей, Ставропольский край – 37,155 миллиарда, и Чеченская Республика – 24 миллиарда рублей.

«Для Дагестана проблема финансовой зависимости от федерального бюджета стоит очень остро. В 2017 году регион занимал первое место в стране по объему выделяемых дотаций на бюджетное выравнивание. Но если сравнивать объем выделяемых средств на душу населения с другими регионами, то мы уступаем таким регионам, как Камчатский край, Республика Тыва, Якутия», – отметила Гаджиева.

В Дагестане объем дотаций из федерального бюджета в 2017 году в пересчете на душу населения составлял 17 тысяч рублей, в Камчатском крае – 117 тысяч рублей, в Тыве – 45 тысяч, в Якутии – 38 тысяч рублей.

Она привела следующие цифры. За последние десять лет объем безвозмездных поступлений в республику с каждым годом увеличивался. В 2017 году эта цифра составила 74 миллиарда 872 миллиона рублей, что на 6 миллиардов больше, чем в 2016 году.

Интересный факт: с 2009 до 2015 года в Дагестане наблюдалась тенденция снижения показателя зависимости от бюджетов других уровней. Уровень безвозмездных поступлений бюджету стал увеличиваться последние 3 года, достигнув в 2017 году 76%.

Доходы консолидированного бюджета республики в 2017 году составили около 99 миллиардов рублей, что на 9 миллиардов больше, чем в 2016 году. За последние 7 лет перевыполнение плана по сбору налогов на территории Дагестана наблюдалось только в 2013 году.

Как уточнила Айшат Гаджиева, собственные доходы Дагестана на 99% состоят из налоговых отчислений. За 2017 год налоговые доходы по республике составили 33,15 миллиарда рублей. Из них в федеральный бюджет поступило 8 миллиардов 62 миллиона, в консолидированный бюджет РД – 24 миллиарда 926 миллионов рублей.

Больше всего поступило в региональный бюджет от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 12,486 миллиарда, налог на прибыль – 4,246 миллиарда и налог на имущество юридических лиц – 3,225 миллиарда рублей.

При этом, как считает спикер, с НДФЛ сложилась не совсем ясная ситуация, связанная с разночтением количества работающих людей.

«По данным Росстата, численность рабочей силы в Дагестане составляет 1 миллион 334 тысячи человек, из которых в экономике заняты 1 миллион 66 тысяч. Количество физических лиц, получивших доход, согласно данным налоговой службы, составляет 522 тысячи человек», – рассказала Гаджиева.

Согласно исследованию ИСЭИ ДНЦ РАН, проблема сбора налога на имущество наблюдается в сфере капитального строительства, где в силу отсутствия инвентаризационной стоимости объекта не осуществляют уплату налога свыше 150 тысяч объектов недвижимости. Также присутствуют проблемы в выгрузке данных по объектам недвижимости между Росреестром и УФНС.

Среди региональных налогов довольно существенное увеличение поступлений в республиканский бюджет с 2015 по 2017 год наблюдается по транспортному налогу – более чем на 300 миллионов рублей. Однако и тут не все обстоит гладко. Основной проблемой собираемости транспортного налога, как говорится в анализе Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, является несовершенство формирования баз данных по данному виду налога, и отсутствие системы взаимодействия республиканского ГИБДД с налоговой службой.

 

ГДЕ НАЙТИ КУБЫШКУ?

Как заключается в докладе, увеличения доходной части бюджета можно добиться двумя путями. Первый – это совершенствование системы сбора налогов.

«В сфере налоговых доходов борьба с теневой экономикой сводится к контрольной проверке существующих баз данных объектов налогообложения.

При этом надо учитывать, будут ли эти поступления пополнять бюджет на постоянной основе или же они носят разовый характер. Как налоговый резерв можно рассматривать задолженность по налогам и сборам, которая в 2017 году составила по региональным налогам и сборам более 5 миллиардов рублей, по федеральным налогам – около 2,5 миллиарда рублей», – сообщила Айшат Гаджиева.

Второй способ направлен на стратегическое развитие и оптимизацию отраслей структуры экономики.

«На сегодняшний день для сокращения дотационности не достаточно полагаться только на увеличение налоговых доходов региона, где бюджет собственных доходов практически формируют три федеральных и один региональный налог, в которых НДФЛ отводится 50% поступлений. Более того, 72% поступлений по НДФЛ обеспечивают сотрудники бюджетных организаций. Анализ поступлений налогов по отраслям экономики показал, что 45% поступлений обеспечивают предприятия обрабатывающих производств. Совершенствование экономической политики региона должно основываться на необходимости изменения отраслевой структуры экономики. Необходимо развивать те отрасли, которые обеспечивают значительные налоговые поступления в бюджет региона. Реализация данного направления требует значительных финансовых вложений, а также переориентировки региональной экономики, но именно это позволит обеспечить гарантированное увеличение доходной части бюджета на регулярной основе», – говорится в докладе.

По словам Сергея Дохоляна, озвучиваемые в республике цифры по возможности дополнительно собрать 20 и 30 миллиардов рублей налогов – «это фантастика».

Заместитель руководителя УФНС России по РД Нурулла Хизриев озвучил собственное видение возможности увеличения в республике сбора налогов.

«Чтобы собирать налоги, должна быть налогооблагаемая база. Нельзя собрать налоги с людей, когда мы не знаем, где они работают, какую зарплату получают. Надо разобраться и с валовым региональным продуктом – как он формируется, кто туда представляет информацию», – рассказал Хизриев.

В качестве примера он привел структуру валового регионального продукта Дагестана и Ставропольского края. У соседей в сельском хозяйстве 80% в структуре отрасли занимают сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК), а на долю личных подсобных хозяйств (ЛПХ) приходится 20%. В нашей республике ситуация иная – доля ЛПХ, которые не облагаются налогами, составляет около 75%.

 

В ОЖИДАНИИ «БОЯ С ТЕНЬЮ»

В заключение круглого стола директор Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергей Дохолян призвал бороться со лжестатистикой. «В угоду политическим интересам порой накручиваются неверные данные. Экс-глава Дагестана Абдулатипов часто упоминал, что налоговая служба постоянно не выполняет планы по налогам. А почему не выполняет? Тогда, когда можно поставить нереальные планы, не имеющие ничего общего с налоговой базой. Хотим вместе с налоговиками разобраться, где их вина, и насколько она реальна, а где просто нельзя собрать то, чего нет», – рассказал Дохолян.

Представитель УФНС Нурулла Хизриев согласился с представленными доводами и предложил совместно с ИСЭИ ДНЦ РАН и другими учеными продолжить работу по обсуждению темы увеличения собираемости налогов.

Как рассказал Дохолян, в конце апреля планируется провести круглый стол по вопросам теневой экономики, так как этот термин не всегда верно трактуется в республике.

«Есть недопонимание, что такое теневая экономика. Борьба с теневой экономикой не всегда приводит к росту объемов налоговых поступлений. Значительный сектор теневой экономики является “воздушным” и существует благодаря припискам», – считает ученый.

 

Тимур Алиев

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам