Абдулманап Нурмагомедов: «Фергюсону нужно учиться летать»


До главного противостояния в карьере известного дагестанского бойца Хабиба Нурмагомедова осталось чуть больше семи дней. Счет идет на часы – впереди сгонка веса и, надеемся, победа Нурмагомедова в бою за пояс чемпиона UFC в легком весе. Как идет подготовка Хабиба, какой будет тактика на бой и почему Тони Фергюсону стоит купить билет Дагестанских авиалиний (закрытое в декабре 2011 года авиапредприятие, базировавшееся в Махачкалe. – Прим. «МИ»). Об этом и многом другом в интервью «Махачкалинским известиям» рассказал отец и тренер бойца Абдулманап Нурмагомедов.

 

«ЭТО БУДЕТ ВОЙНА ДВУХ ТЕХНОЛОГИЙ»

– Абдулманап Магомедович, до главного боя в жизни Хабиба осталось чуть больше недели. Как идет подготовка?

– Я получаю отчет о проделанной работе Хабиба
за день. Сейчас, когда он просыпается, его вес составляет 79 кг, тренируется 1,5 часа, а вечером – 2,5 и пьет 8 литров воды в день. Форма хорошая, дух боевой, надеюсь, все будет нормально.

– Получаете отчет? В какой форме?

– Мне отправляют видео с его тренировок те, кто находится рядом. Полностью записывают его тренировки и спарринги. Сейчас он в хорошей кондиции, но мы просчитываем все, что может преподнести Фергюсон, его лучшие, худшие бои, каких моментов нужно избегать. Первый раунд, до середины второго даст нам пищу для размышлений, это будет что-то вроде разведки. Они оба – бойцы, которые идут вперед, предлагают темп соперникам, и это будет война двух технологий, двух школ. Не только американской и российской, но еще и джи-джитсу против боевого самбо.

– Вас не будет на бое. Не скажется ли это на настрое Хабиба?

– Если у Хабиба будет получаться прессинг, то зачем придумывать что-то новое? Если Хабиб в партере отключает двумя ногами одну руку Тони, я думаю, двумя остальными руками он справится и возьмет Фергюсона либо на кимуру (болевой прием на плечо. – Прим. «МИ»), либо распятием. Если же мексиканец повернется боком и начнет защищаться, как это делали в бою против Хабиба Майкл Джонсон или Эдсон Барбоза, тогда у нас есть позиция крест на крест – забираем левую ногу и правую руку и начинаем работать в партере у сетки. Чтобы у него была минимальная возможность повернуться и сделать что-то из болевых. Когда ты работаешь в угловой позиции, это такой технический момент, тогда сам спортсмен чувствует себя очень неудобно. Значит, и атаку нужно провести там и двигаться к тому углу, в котором соперник останется до конца раунда.

– То есть, насколько я понял, вы дали установку на партер и прессинг на нижних этажах?

– Нет, мы будем биться, если он пойдет в размен, но Фергюсон так не поступит. Он захочет быть на расстоянии и кидать одиночные удары. Ну… и все эксперты, и журналисты, и бойцы, все говорят об этом, обсуждают, кто на кого ставит, потому что это самый большой бой в истории UFC, бой спортсменов, у которых такая большая беспроигрышная серия. И, наверное, не было подобного поединка, который трижды срывался. Болельщики и фанаты ждут уже четыре года этого боя. Я и сам устал ждать, мне хочется поскорее увидеть то, что мы приготовили.

Но сказать, что мы готовились к Фергюсону только сейчас, будет неправильно. Мы готовились всегда, ключи к нему подбирали и раньше. Он же говорит, что мы не изменились, а в чем изменился Тони? Я хотел бы знать. Если соперник уходит от него, тогда он преследует и длинными размахами бьет, но… никто от него уходить не станет. Хабиб будет встречать его, прессинговать, потому что у Фергюсона руки длиннее, и в тактическом плане нам лучше работать вблизи. Знаешь, если у Хабиба пройдут боковые удары и апперкоты, то я не думаю, что Фергюсон устоит на ногах.

– А что касается подготовки? Вы, конечно, контролируете ее дистанционно, но всю свою жизнь Хабиб тренировался с вами, как говорится, плечом к плечу. Не скажется ли это на его готовности?

– Мы провели 28 дней подготовки здесь, в Дагестане, мы говорили об этом, отрабатывали не только в зале, но и дома. Отрабатывали абсолютно все – под каким углом, какими частями тела, как работать и удержать его. Как прессинговать у сетки, как отключить его работу локтями, почему нельзя, чтобы голова находилась ниже груди, когда ты в гарде (партере). Если перешел в гард и взял одну ногу – у нас одна тактическая схема, если с правого боку – тут совсем иная. Если Хабиб выйдет, как обычно он это делает, на правую руку сбоку (в партере), тогда считай все – конец Фергюсону.

– А вам не обидно, что вы сейчас не находитесь рядом с сыном?

– От того, что мы будем жаловаться и все время говорить, что меня нет рядом, не думаю, что Хабиб станет сильнее. У него есть лучшая команда в мире, вокруг него лучшие мировые бойцы, один из лучших тренеров-ударников мира Хавьер Мендес (я считаю, он входит в тройку самых профессиональных тренеров мира). Он любит Хабиба как сына, как ученика. Он делает на него ставку. Хабиб туда (в АКА – Американская академия кикбоксинга, расположенная в городе Сан-Хосе штата Калифорния. – Прим. «МИ») пришел еще совсем молодым парнем, которого даже не брали во внимание в UFC, но все-таки с опаской глядели на его ноль в графе поражений и с каждым разом усложняли ему работу. Хавьер понял, что он обучаем, точно так же понял, что он очень дисциплинирован и следует тем задачам, которые ставят перед ним тренеры. Он в корне изменил к нему отношение. И, увидев в моем сыне надежду клуба АКА, начал с ним работать. Это было заметно. Конечно, меня это не может не радовать. Это все должно, в конце концов, повлиять на него положительно.

 

«ФЕРГЮСОНУ НАДО УЧИТЬСЯ ЛЕТАТЬ»

– Вернемся к Фергюсону. Вы неоднократно говорили, что он самый опасный соперник в карьере Хабиба. Чем он лучше того же Дос Аньоса или Барбозы?

– Во-первых, он возрастной боец, с опытом, у него очень хорошая функционалка. Готовится на высоте 2000 метров, и обычно он начинает вяло, предлагает сопернику такой темп, в котором трудно выдержать до конца, будь то трех- или пятираундовый бой. Но нас еще никто никогда не загонял. Поэтому у меня есть такая уверенность, что Хабиб с ним будет и в стойке биться, и в партере рубиться. И все время будет идти в атаку. Вот я думаю, просто тренерам и людям, которые будут рядом с ним, нужно постоянно кричать Хабибу: «Забирай!» Забирать те захваты, те позиции, которые будут ему выгодны. Наносить ему больше ущерба, а дальше будет видно, какие вещи проходят легко, а в каких ситуациях Тони легко защищается. Но если Хабиб отключит ему в стойке, в клинче, скажем, одну руку, и они будут у сетки, оттуда будет бедро, зацеп и зашагивание. Три эти вещи. Я думаю, Фергюсона не нужно будет раскачивать долго, там, где возьмем на захват, оттуда и можно его бросить. Это мое мнение. Попробуем пару раз, посмотрим, если он приземляется так, как нужно нам, почему бы не втыкать? Почему бы ему не заказать «Авиалинии Дагестана» (улыбается)? Тони надо учиться летать.

– Наверное, нельзя быть таким уверенным, что Фергюсон не подтянул борцовскую составляющую и защиту от партера. Все-таки соперник обязывает.

– Если он даже пригласит в свой лагерь весь мировой тренерский коллектив, готовивший олимпийских чемпионов по борьбе, он уже не в том возрасте, чтобы сегодня догнать Хабиба. Ему можно оставаться в форме, вернуть былые времена, но лучше он уже не станет. Ему уже 33 года. Ему нужно сохранять качества и тактически грамотно выступать. Хабиб чуть моложе, у него шансов больше в том, что касается борьбы.

 

«ПОЧЕМУ БЫ НЕ ЗАВЕРШИТЬ БОЙ В ПЕРВОМ РАУНДЕ?»

– По-вашему, сколько этот бой может продлиться?

– В пределах двух-трех раундов. Это мое мнение. Но с другой стороны, почему бы его не завершить уже в первом раунде? И такой исход возможен. В первом раунде мы будем стараться атаковать, переводить в партер, если он встанет пока свежий, еще раз перевести, чтобы подустал, получил и для себя в голове понял, с кем он дерется. Все-таки это дает о себе знать, когда ты пропускаешь или тебя повалили.

Все говорят, что Фергюсон опасен, когда лежит на спине. Мы покажем, насколько опасен Хабиб. Если Фергюсон сядет в гард, он получит 55-60 ударов по корпусу и по голове. Ничего хорошего, если он получит столько ударов в первом раунде, во втором отрезке не ждите.

– За последние три месяца нового года Хабиб побывал во многих городах мира, включая Махачкалу, Москву, Бишкек, Лас-Вегас и т.д., ну а Фергюсон не может похвастаться таким количеством пройденных километров. При этом нельзя отрицать, что каждая остановка на карте мира влияет на физическое состояние Хабиба. Что думаете на этот счет?

– Как только мы приземляемся в каком-либо городе, первое, что мы делаем, это ищем зал, тренируемся и едем в гостиницу. Следующее утро начинается, как всегда, с беговой дорожки, зала, борьбы, бокса, плавания. Ни один город мира не видел, чтобы мы отдыхали.

 

«ЕСЛИ У НАС ЕСТЬ ПОЯС, МАКГРЕГОР НАМ НЕИНТЕРЕСЕН»

– Допустим, что Хабиб победил Фергюсона и стал чемпионом UFC в легком весе. Каковы дальнейшие действия?

– Я думаю, что возможен очень хороший турнир UFC в Москве, в Олимпийском (спортивный комплекс в Москве. – Прим. «МИ»). Почему бы не защитить пояс в бою против Конора Макгрегора? И можете представить, какой будет аншлаг, если еще и Александр Волков (российский тяжеловес, претендующий на пояс чемпиона UFC в тяжелом весе. – Прим. «МИ») подерется за пояс в Москве. Защита Хабиба и претендент на пояс, для России это будет большой праздник ММА.

– А что если Макгрегор не захочет выходить на бой против Хабиба?

– Честно говоря, когда у нас есть пояс, он нам неинтересен. Это все понимают, не мы от него бегали, он всю жизнь бежит от нас.

– Почему, по-вашему, он не стал проявлять активность, когда у него отбирали пояс?

– Если человек не дерется около двух лет, не может целый дивизион его ждать. Какой бы он ни был уважаемый, его пояса в прошлом.

– Касаемо турнира в Москве. Кто, кроме Хабиба и Волкова, мог бы присутствовать в главном карде?

– Я бы назвал Тайсумова, Хабилова, Ислама Махачева, к этому времени на ходу будет Зубайра Тухугов, Руслан Магомедов, Гаджимурад Антигулов. Я думаю и Анкалаеву надо закрыть обидное поражение в бою, в котором он имел полное превосходство над соперником, и реабилитироваться перед своими болельщиками. Всех я не назову, это 20 с лишним наших бойцов. Но эти несколько человек украсили бы турнир. Можно было бы даже провести турнир «Россия против сборной мира».

– Не раз обсуждалась тема перехода Хабиба в другую весовую категорию. Действительно, может случиться такое, что соперников Хабибу в легком весе не останется. Какой дивизион для него будет более предпочтительным?

– Один раз все-таки нужно защитить этот пояс. Показать всем, что в этом весе равных Хабибу нет. Пусть дадут любого бойца из первой десятки, хотя он половину из них перебил уже. Но надо считаться с новыми звездами и провести бой с кем-нибудь из них. А дальше, думаю, ему было бы лучше подраться в 77 кг.

 

«ХАБИБ БОЛЬШЕ САМБИСТ, ЧЕМ БОРЕЦ»

– Хочу спросить об истории становления Хабиба как спортсмена. Он как-то рассказывал, что вы были категорически против того, чтобы он выступал в боях. Как вы все-таки дали согласие на это?

– В Махачкале вначале он ходил в ШВСМ на вольную борьбу, на дзюдо, потом я его забрал на боевое самбо. Около трех лет он занимался борьбой, почти столько же дзюдо, и я хотел, чтобы он остался в олимпийском дзюдо, это очень престижный, конкурентный вид спорта, но все-таки он остановился на боевом самбо и боях.

– А как вы к этому отнеслись?

– Я много раз выставлял его на соревнования, он поначалу их очень часто проигрывал, потом начал входить в тройку призеров. Помню, каждую неделю отправлял его на соревнования, и он у меня спрашивал: «Зачем ты меня везде пихаешь, я ведь не показываю результата». Отправлял, потому что соревнования дают ту пищу, которую нельзя получить в зале. Волнение, превосходящие классом соперники – это огромный опыт, он психологически рос на этих поражениях.

– В одном из радиоэфиров Чейл Соннен (экс-претендент на титул чемпиона UFC в двух весовых категориях. – Прим. «МИ») назвал «самбо отстоем, а Хабиба – не самбистом». Что бы вы ему ответили на это?

– Как может Хабиб быть не самбистом, если он выиграл два раза чемпионат мира по профессиональному боевому самбо. Он боролся и в куртке дзюдо, и в самбетке. Как он может быть не самбистом? Он в десять раз больше самбист, чем борец. Потому что и ударная техника, и болевые, и контроль, и партер, и распятие – это же все из самбо. Пусть все понимают, что не может быть часть лучше, чем целое. В самбо есть все: вольная борьба, дзюдо и джиу-джитсу. А в других видах спорта все по частям. Поэтому Хабиб – настоящий самбист и Федор (Емельяненко) был самбистом, и те бойцы, которые давали у меня результат, все они самбисты.

– Хотелось бы узнать о ваших взаимоотношениях. Хабиб уже взрослый мужчина, ему 29 лет, но при этом он остается вашим сыном. Вопрос, который, наверное, интересует многих его фанатов. Кто в вашем тандеме имеет больший вес? То есть кто принимает решения?

– В этом плане я диктатор. Сказал – все должны делать. Вот когда вы придете на мое место, значит, вы будете делать то, чем занимаюсь я, и нельзя десятки раз заказывать музыку без интереса. Нужно делать то, что ты очень хорошо знаешь. Ну откуда они знают то, что сегодня знаю я, откуда у них столько опыта? Или они читали больше, чем я? Или их интеллект выше моего? Поэтому сегодня я всем говорю – вы делаете то, что я вам говорю.

– А бывало ли такое, что на этом фоне между вами и Хабибом случались какие-то разногласия?

– Всегда были обсуждения. Но нужно идти по проверенной и протоптанной тропинке. Да, можно делать дорожку в другую сторону, но сперва нужно растоптать траву, убрать какие-то кустарники, на пути встречаются даже деревья. А протоптанная – это народная тропа.

– У вас сейчас подрастает внук. В какой сфере вы, как старший в семье Нурмагомедовых, хотели бы видеть внука?

– Опять хочу в дзюдо. И только в дзюдо буду его вести, пока он не скажет «не хочу».

 

Нурмагомед АСТАРХАНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам