«Налоговый кризис: развивать экономику или уничтожать бизнес». Под такой темой 31 марта прошло очередное заседание клуба «Игры журналистов».
НЕПРИВЫЧНЫЙ ФОРМАТ
По словам автора идеи создания «Игр журналистов» Тамерлана Магомедова, клуб был создан в 2016 году для совместной выработки журналистами и экспертами правильных вариантов действий, способных помочь в решении информационных кризисов и предотвращении информационных угроз, которым подвергается республика.
За это время журналисты и приглашенные эксперты обсудили множество тем, касающихся актуальных вопросов развития общества, экономики и социально-политических проблем. На этот раз заседание посвятили проблемам собираемости налогов. Тема актуальна: ее поднимал врио Главы Дагестана Владимир Васильев на встречах с владельцами АЗС, банкетных залов, рынков, с представителями строительного комплекса. 20 марта в Институте социально-экономических исследований (ИСЭИ) ДНЦ РАН прошел круглый стол «Проблемы формирования доходной части бюджета Республики Дагестан».
Впервые в заседании клуба принял участие высокопоставленный чиновник, ответственный за налоговую сферу – первый заместитель председателя Правительства РД Рамазан Алиев.
В качестве экспертов также выступили замминистра экономики и территориального развития РД Гаджи Султанов, замруководителя УФНС России по РД Саид Ханбулатов, заместитель директора ИСЭИ ДНЦ РАН Шамиль Гимбатов.
Модерировал мероприятие журналист Тамерлан Магомедов, который отметил, что заседания клуба отличаются от привычного формата пресс-конференций. Журналисты выступают в три этапа, коротко рассказывая о причинах поднятой проблемы, как будет развиваться проблема, если на нее не влиять, и пути ее решения вместе с рекомендациями органам власти. После этого эксперты оценивают выступления представителей СМИ.
Председатель «Клуба журналистов» Ильман Алипулатов рассказал, что в Дагестане насчитывается около пятисот государственных, частных и электронных средств массовой информации. При этом наблюдаются значительные разночтения в цифрах, по фактам, в статистических данных.
Поэтому одна из задач клуба – «довести до каждого дагестанца, что происходит в конкретной отрасли».
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Как считает начальник управления по делам молодежи и информационной политике ДГПУ Руслан Гереев, в республике наблюдается бегство капитала.
«Часто в СМИ пишут, что в Дагестане
растет экономика и создаются новые рабочие места. Пусть покажут хоть одно предприятие, куда можно зайти и сказать – да, тут люди трудоустроились. По-моему, окружение бывшего Главы Дагестана Абдулатипова и сейчас пытается создать видимость бурной деятельности», – рассказал Гереев.
Как отметил политолог и журналист Альберт Эседов, в 2017 году, несмотря на профицитный бюджет, главе республики пришлось просить у федерального центра дополнительные средства на выплату зарплаты бюджетникам.
«Не ожидает ли нас в конце года очередной “сюрприз”? Так как есть серьезные опасения, что заявленные планы по сбору налогов не будут выполнены», – сказал Эседов, добавив, что «бизнес не должен развиваться под конкретного главу республики».
Журналист и политолог, министр по национальной политике, информации и внешним связям Дагестана в 2006-2008 годах Эдуард Уразаев акцентировал внимание на наличие в республике теневой и серой экономики.
«Структура экономики в Дагестане по сравнению с другими регионами отсталая. Здесь низкая доля промышленности, основная часть населения занята сельским хозяйством, причем это личные подсобные хозяйства. Это архаика по сути дела», – рассказал Уразаев.
Он считает прогноз развития экономики республики умеренно оптимистичным или скорее инерционным.
«Перспектив роста налоговой базы, считаю, нет. Проблема в “кошмаривании’’ бизнеса, откатах. Я посоветовал бы властям проводить совещания не с предпринимателями, а с правоохранителями и контролирующими органами», – отметил Уразаев.
Довольно эмоционально начал выступление бывший комментатор спортивных передач, блогер Рамазан Рабаданов.
«Я 27 лет отдал бизнесу. В 90-х годах было огромное количество людей, которые хотели заняться предпринимательством. Тогда был рэкет, но с рэкетиром можно было договориться – он приходит, примерно вычисляет, сколько ты можешь ему заплатить. Сейчас наступило такое время, когда договариваться с контролирующими структурами нет возможности. Забрав последнее, еще пугают годами тюрьмы. Я считаю, в 10 раз уменьшилась налоговая база по причине проверок. Работают только те предприятия, которых могут прикрыть “хозяева” – если они работают в правительстве или МВД. Именно они захватят 97% бизнеса», – сказал Рабаданов.
После этого выступающий начал говорить о работе власти. Первый вице-премьер Рамазан Алиев внимательно слушал, о чем на повышенных тонах говорил блогер.
«Работа правительства Дагестана на данный момент зашла в тупик. Необходима новая модель экономики. Если у них нет идей, надо обратиться к народу. Есть много зрелых экономистов, которым есть что предложить правительству», – все более повышал голос Рабаданов.
В заключение своего выступления он привстал и пытался перекричать модератора, просившего оратора умерить пыл.
«У меня есть готовый проект, который на ближайшие 4 года позволит собрать 56 миллиардов рублей налогов. Где только его не обсуждал, в родной республике найти понимания не могу!» – это обращение было адресовано непосредственно Рамазану Алиеву.
СВОЯ ОЦЕНКА
Приглашенные эксперты оценили выступления участников и высказали свою точку зрения на развитие ситуации.
По словам Шамиля Гимбатова, в республике довольно сильна теневая экономика.
«Производительного бизнеса у нас нет. Треть экономики – это оптовая торговля. Поэтому надо улучшать инвестиционный климат, помогать развиваться крупному бизнесу. Если хотим существенно увеличить потенциал, надо ориентироваться на промышленно развитые регионы. Если все оставляем как есть, то остаемся на дотационной игле», – считает ученый.
Гаджи Султанов призвал более осторожно подходить к оценкам теневой экономики.
«В Дагестане потребительские расходы выше среднероссийских показателей. При этом средняя зарплата в 1,5 раза ниже, чем в среднем по России. Перекосы есть, будем над этим работать», – сказал замминистра.
Он отметил, что по итогам 2017 года на налоговый учет поставлено более 3 тысяч предпринимателей.
«Вопрос стоит не столько о налоговой нагрузке на тех, кто работает, а о справедливом налогообложении. Не должно быть такого, когда один предприниматель работает и платит налоги, а рядом с ним не платит. Государство должно создавать условия, при которых предприниматель захочет выйти из тени. Здравомыслящий бизнес хочет иметь положительную историю и пользоваться инструментами, которые предоставляет государство. Говоря о мелком бизнесе в горах, мы понимаем, что он несет социальную стабильность для муниципалитетов. Никто не собирается этот бизнес душить», – рассказал Султанов.
Саид Ханбулатов отметил, что, если смотреть сквозь призму налоговой службы, как такового налогового кризиса в республике нет. По его словам, на протяжении трех лет наблюдается положительная динамика мобилизации налогов во все уровни бюджетов. Кроме того, как сказал Ханбулатов, «собирать налоги» – такого понятия у налоговой службы нет уже около 10 лет. Но есть понятие «администрирование», так как согласно Конституции РФ налоги каждый гражданин должен оплачивать самостоятельно.
«В Дагестане бюджетообразующие налоги, в структуре поступлений это три позиции: налог на имущество организаций, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В структуре налога на имущество организаций львиную часть составляют поступления от обособленных организаций, которые не состоят на учете в республике. Аналогичная ситуация и по налогу на прибыль. Основной налогоплательщик, который обеспечивает поступления в республиканские бюджеты, – это “РусГидро” и ряд крупных компаний нефтяной отрасли», – дал короткую справку представитель УФНС.
Он также напомнил об оборотной стороне увеличения собираемости налогов, так как это неминуемо приведет к росту цен.
«Насколько это будет проблемно для обычного потребителя, каждый сам сделает вывод», – заключил Ханбулатов.
МНЕНИЕ «СВЕРХУ»
Подытожил дискуссию первый заместитель председателя Правительства РД Рамазан Алиев. Он напомнил, что основная проблема – это как налоговый потенциал республики превратить в налоговую базу.
«По поводу рэкета. Прошли несколько встреч Владимира Васильева с представителями бизнеса. Четко было определено: власти не занимаются репрессивными мерами, а договариваются с бизнесом, чтобы он вышел из тени. За последний месяц после таких встреч около 700 работников поставлено на налоговый учет, порядка 63 миллионов рублей налогов заплатили представители той небольшой части бизнеса, с кем состоялись встречи. Люди начали выходить из тени, так как власть гарантировала, что никаких поборов и откатов не будет», – заявил Алиев.
Он отметил, что обозначено 26 направлений, по которым власти будут работать для собираемости налогов.
«Суммы не буду пока называть. Есть резервы и потенциал, с которого можно будет на перспективу пополнять бюджет. 2018 год мы должны закрыть с достаточно хорошим пополнением в бюджет», – поделился планами первый вице-премьер.
Алиев также посетовал на то, что в Дагестане платить налоги почему-то считается проявлением слабости, и предложил ввести в школах «час налоговой культуры».
Что касается высказанных предложений о сотрудничестве, то, по словам Алиева, власти готовы к конструктивному диалогу. Он озвучил идею создать при Правительстве РД экспертный совет и предложил членам «Клуба журналистов» представить свои кандидатуры.
Что касается проекта Рамазана Рабаданова, то Рамазан Алиев предложил не откладывать вопрос в долгий ящик и пригласил его сразу после мероприятия вместе поехать в «Белый дом», где будут выслушаны все предлагаемые идеи по увеличению собираемости налогов.
Тимур АЛИЕВ