Один день из жизни воспитателя детского сада
…Покорить самое высокое дерево во дворе, отследить путь муравьев, собрать и сосчитать гусениц (лучше разноцветных), попрятать лук или другие «любимые» ингредиенты из блюда под ковер, поймать голубя, набить шишку, спрятаться, пока воспитательница не видит – кто ходил в детский сад, тот поймет. Вы так не делали?! Станиславский вам не верит! А вот уж кому не до шуток, так это воспитателю.
ВОКРУГ – МАССА СОБЛАЗНОВ!
Ему приходилось нас, «желторотых», одевать, «выгуливать», развлекать, учить, ловить, спускать с деревьев и «чтобы лук весь был съеден»… Каково ему, воспитателю, работать с малышами в современных реалиях? И вообще, учат ли детишки стихи в век гаджетов и не устарел ли «Солнечный круг» с «рисунком мальчишки» с небом, мамой и собой? «МИ» решили выяснить, проведя один день своей жизни с воспитателем в детском саду.
«Люблю детей. Сколько помню себя – собирала всех вокруг и что-нибудь рассказывала, пыталась организовать досуг. Поэтому выбрала профессию воспитателя», – рассказывает Лейла Кураева. На протяжении 5 лет она работает воспитателем в дошкольном образовательном учреждении №3 «Дюймовочка» поселка Бавтугай Кизилюртовского района. Нянечка группы, Мадина Девлетмурзаева, признается, что прежде работала воспитателем, но это очень нелегко. Потому она предпочла перейти в няни.
Рабочее утро Лейлы начинается в 7:30. В это время работники сада «принимают» детей в дверях своей группы. В 8:00 «рабочее утро» начинается у самих воспитанников: они собираются около воспитателя и поют под музыку тематические песни. «Это моя инициатива. Каждый воспитатель сам организовывает начало дня. У меня музыка. Скоро май, значит, песни про День Победы. Зимой – новогодние песни…» – поясняет воспитательница и поет с детьми: «… с сединою на висках!»
Группа поет, а дежурные накрывают на стол, помогают няне. Сотрудники рассказывают, что вначале детей приходится контролировать, но, перейдя в старшую группу, они проявляют интерес к дежурствам, стараются помочь, «накормить», так сказать, товарища.
Детей больше и больше… Заходят, присоединяются к группе и поют, видя, что их снимает на камеру какая-то «новая тетенька», лучше, громче остальных. Только, повзрослев, мы делаем вид, будто нам все равно, что о нас думают другие, и не нуждаемся ни в чьем признании.
К концу «музыкального начала» набирается 29 детей. Лейла их выстраивает вдоль кроватей и пересчитывает, буквально поголовно.
29 детей и одна воспитательница, которую все они поочередно или вместе обнимают, о чем-то спрашивают, что-то просят… «А зимой, в снег, меня все 29 человек забрасывают снежками», – смеется Лейла.
Вокруг масса соблазнов: карандаши, кубики, вагон и маленькая тележка игрушек. В моем детстве такого изобилия игрушек не было, то и дело оставляю камеру, чтобы поиграть с какой-нибудь машинкой. Малышам игрушки не в новинку. Им хочется привлечь внимание своих одногруппников. Хватают мячи и кидают друг другу, иногда кто-то попадает кому-нибудь в спину, тогда «хулиган», чтоб его не догнали, бежит со всех ног.
ПАМЯТНИК ВСЕМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
После пересчета – утренняя зарядка, завтрак по расписанию, и вот 29 человек по команде Лейлы берут стулья, садятся в круг, и начинается тематическое занятие:
– Дети, давайте поговорим о профессиях. Итак, кто нам готовит?
– По-о-овар.
– А кто нас лечит?
– Вра-ач.
– А кто ухаживает за нашими цветами?
– Мы-ы.
(Вот и выдали всю подноготную).
– А давайте мы поговорим о том, кем работают ваши родители.
– Моя мама учительница, а папа приносит домой деньги.
– Твой папа обеспечивает тепло в школе, да, Мурад?
– Нет, он приносит деньги домой.
И тут Лейла перед всей группой обращается ко мне и предлагает рассказать детям о профессии журналиста. Конечно, мне приходилось говорить с разной аудиторией, но такой степени волнения я никогда не испытывала. 29 пар детских глаз, обращенных на тебя… Кто знает, о чем они сейчас думают? Что им можно говорить, а чего нет? Понимают ли они шутки? Вдруг спросят что-то, а я не смогу ответить? Я отшутилась, что побуду сторонним наблюдателем, а всем воспитателям в мире мысленно установила огромный памятник за отвагу и неисчерпаемое терпение.
После «серьезных разговоров» воспитатели, няни и дети разыгрывают театрализованную музыкальную сценку. На какой бы еще работе взрослые могли петь, играть, резвиться, как дети, и есть по режиму кашку? Причем на фоне сказочных фей, бабочек и гномов? Правда, есть и минусы, признается воспитательница: «Едим по режиму и поправляемся» (смеется). Ну а детям хоть бы что. Кстати, тут, помимо музыки, каждый день проходят занятия: окружающая среда, развитие речи, физкультура, ОБЖ, ПДД и даже этикет.
В 10 часов Лейла выводит детей во двор. Тут у них и метеорологическая станция, и пруд, и карусели, и даже у гномов есть свой дом. 3 десятка детей разбегаются по всей площадке, только пятки сверкают. Воспитательница следит, чтобы мальчики занимались на турнике, а девочки катались на каруселях (вот такое гендерное воспитание). Казалось бы, играйте себе на здоровье, балуйтесь! Но нет, подбегает мальчик. «Лейла Дибировна, можно снять шапку?» Подбегает второй: «Лейла Дибировна, Мага убил божью коровку!» И все внимательно слушают историю о том, почему нельзя убивать божью коровку.
Лейла контролирует детей, ходит по площадке. «У нас в группе разные дети: у кого-то спина болит, я слежу, чтобы подтягивались, упражнения выполняли… Вот мальчика недавно оперировали, ему бегать много нельзя. Не разрешаю», – поясняет она. Пока девочки играют в куклы, надувают шарики, мальчики времени зря не теряют: срывают цветочки на площадке и дарят своей любимой воспитательнице. Она, конечно, ругает, мол, не срывайте, пусть растут, нехорошо… Но ей трудно сдержать улыбку. Все мы в душе маленькие мальчики и девочки.
После прогулки по зову воспитателя: «Все ко мне!» группа собирается и идет обедать, а затем спать. После тихого часа детей ждут индивидуальные занятия на выбор: рисование, лепка, чтение, «куклы» и т. д.
На вопрос, как справиться с таким количеством детей, сохранить голос, да и вообще молодость, Лейла Кураева отвечает: «Надо просто любить детей».
Майя ФАТАЛИЕВА