Действительно ли бракосочетание (никях), заключенное с условием, что муж никоим образом не сможет или не будет обеспечивать будущую супругу?
И. Абдулкадырова, г. Махачкала
В своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» имам ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Если жена согласна, что муж никогда не сможет обеспечивать ее, или она вышла за него, зная это, у нее есть право расторгнуть брак после его заключения, потому что ущерб, который она получает, обновляется ежедневно, а ее согласие – это всего лишь обещание.
Но у нее нет права требовать обеспечения на тот день, когда она согласилась на это условие, а мужу предоставляется отсрочка еще на три дня (после того дня), поскольку тот день, когда она согласилась на такое условие, не считается одним из этих трех дней (то есть ему еще дают трехдневную отсрочку, пока он в течение этого срока не изыщет возможности обеспечить жену).
Если она согласна с тем, что муж не сможет дать ей махр (имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака), или она вышла замуж, зная, что у него нет возможности на это, то брак не расторгается через фасх (решение, которое принимается при нарушении права женщины в никяхе), потому что вред не обновляется, а ее согласием считается то, что она не поднимает этого вопроса у имама (хакима) после востребования своего махра, но не до этого, поскольку она откладывала расторжение в надежде, что у мужа появится возможность обеспечения» («Тухфат аль-Мухтадж», том 8, с. 342).
Вывод: Брачный договор, заключенный с условием, что жена согласна не требовать от мужа материального обеспечения, принимая во внимание определенные обстоятельства, считается действительным. Однако при таком соглашении она по окончании трех дней (в течение которых муж должен изыскать возможность для обеспечения жены) имеет право отказаться от своего договора и требовать от мужа ее обеспечения. Если муж откажется, то она вправе обратиться к имаму с иском о расторжении брака.
Отдел фетв Муфтията РД