Мне недавно сделали операцию на почки и поставили мочеприемник. Засчитывается ли мой намаз, совершенный с этими трубками и фляжкой?
Ш. Пашаев, г. Махачкала
Относительно этого вопроса мнения ученых разных мазхабов несколько расходятся. Ученый шафиитского мазхаба Мухаммад ар-Рамли
в своей книге «Нихаят аль-мухтаж» сказал: «Нельзя тому, у кого недержание мочи, привязывать сосуд для мочи, потому что при этом он станет человеком, носящим на себе нечистоту не в месте ее образования без крайней необходимости»
[См.: Нихаят аль-мухтаж, т. 1, с. 399].
Однако ученые маликитского мазхаба проявляют в решении этой проблемы снисходительность. Известный ученый маликитского мазхаба ад-Дирдир
в своей книге «Аш-шарх аль-кабир» пишет о допустимости использования мочеприемника. Прощаются нечистоты, подобные экскрементам, моче, предэякуляту и др., которые выходят во время намаза и от которых трудно предостеречься, при условии постоянства выделений, даже если имеет место один эпизод в сутки. Ад-Дусуки
в своих субкомментариях сказал: «И необязательно мыть это место, и нет в этом даже желательности. То есть полностью прощается то, что попадает на одежду и тело молящегося» [См.: Хашия ад-Дусуки, т. 1, с. 81].
Заключение: В этом вопросе наибольшую легкость проявляют ученые маликитского мазхаба, поэтому можно следовать за ними, чтобы не обременять себя мытьем приемника перед каждым намазом, как это принято в остальных трех мазхабах.
Отдел фетв Муфтията РД