Можно ли использовать чужую вещь без предварительного согласия на то хозяина?
Гаджиев Абдурахман, г. Махачкала
Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет: «Гость, к примеру, может брать что угодно, будь это еда, деньги или же другое, если он знает или же предполагает, ссылаясь на весомые предпосылки, которые однозначно указывают на довольство хозяина тем, что гость возьмет эту вещь». «Так как в данном случае, все зависит от радушия хозяина, при наличии серьезных предпосылок на это, брать вещь и пользоваться ею дозволено». «А предпосылки, указывающие на довольство хозяина в этом вопросе будут отличаться в зависимости от состояния и положения дел, а также от количества имущества (хозяина)» [См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 7, 436].
Ибн Касим аль-Аббади сказал в своих субкомментариях: «Предположение о довольстве хозяина, узнай он об истинном намерении берущего (взять вещь в пользование), дает право взять вещь без спросу, даже если хозяин и не узнает о его намерении» [См.: Хашия ибн Касим аль-Аббади, т. 9, 89].
Аль-хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-мухтаж» говорит: «А если же берущий усомнится в снисходительности хозяина относительно его поступка, то более верным мнением считается запретность (харам) пользования этой вещью, согласно написанному в книге “Аслу ар-равза”»
[См.: Му’гни аль-мухтаж, т. 4, 411].
Если человек хорошо знает хозяина, имеет с ним хорошие отношения и при этом полагает, опираясь на весомые предпосылки, что тот будет доволен распоряжением его вещью без спросу и рад этому, то ее можно взять в пользование. А если же есть сомнения, относительно его довольства, то брать вещь без его ведома и согласия запрещено.