К школе готовы?


7 августа в правительстве Дагестана под руководством председателя Артема Здунова состоялось совещание, посвященное обсуждению готовности республиканских школ к предстоящему учебному году. О том, какие вопросы, связанные с организацией образовательного процесса, стоят сегодня на повестке дня у руководства республики, а также чего хотят от школ дагестанские ученики и их родители, читайте в материале «МИ».

 

13 НОВЫХ ШКОЛ

Важным и, безусловно, позитивным моментом для республики можно назвать то, что в новом учебном году 1 сентября свои двери для детей откроют 13 новых общеобразовательных школ. Как отметили «МИ» в Минобрнауки Дагестана, строительство шести из них общей вместимостью 2 948 ученических мест было начато в 2017 году. Так, в Махачкале 1 сентября будут открыты две школы – в микрорайоне «Эльтав» и на проспекте Амет-Хана Султана. Каждая из них рассчитана на 804 школьника. 

Также смогут принять своих первых учеников новые образовательные учреждения в селах Карланюрт и Кадыротар Хасавюртовского района на 500 и 120 мест соответственно, в селе Алмало Кумторкалинского района – на 400 детей, а также в селе Яраг-Казмаляр. Эта школа примет 320 воспитанников.

Помимо вышеперечисленных, в 2018/2019 учебном году, наконец, начнут работу семь новых школ-долгостроев. Завершение их строительства стало возможным благодаря инициативе врио Главы Дагестана Владимира Васильева, который обратился в Госдуму РФ с просьбой выделить из федерального бюджета дополнительные средства на завершение строительства в республике объектов с высокой степенью готовности. В связи с этим к 1 сентября планируется ввести в эксплуатацию школы-долгострои в Кизилюртовском районе (120 мест), Цумадинском (320), Сулейман-Стальском (440), Курахском (100), Табасаранском (80 мест), а также завершить пристройки к школам в Тарумовском районе (на 420 мест) и в Кизляре (на 320 мест). Один спортивный комплекс будет сдан этой осенью в одной из школ Хасавюрта. 

 

БЕЗ ПУСТЫХ ОБЕЩАНИЙ

По словам вице-премьера правительства – министра образования и науки РД Уммупазиль Омаровой, введение в эксплуатацию этих школ-долгостроев позволит увеличить общее число новых школьных мест в республике на 1 750. 

Главных требований к новым зданиям школ два – обеспечение пожарной безопасности и соответствие всем санитарно-эпидемиологическим нормам. Их озвучил руководитель Администрации Главы и Правительства РД Владимир Иванов

 «Нам с вами надо завершить те объекты, которые ранее были начаты и брошены. Это послужило всем уроком, чтобы понимали: если беремся за что-то, надо изыскивать средства для ввода этих объектов, контролировать планирование бюджетных средств. Если начали строительство – надо закончить. Пустые обещания давать не стоит.

Каждый должен понимать, что то, что построено, отвечает требованиям противопожарной безопасности, нормам СанПиН. Мы должны учиться и жить там, где нам удобно, комфортно и безопасно», – подчеркнул Иванов в ходе совещания по вопросам ввода в эксплуатацию школ-долгостроев к началу учебного года, которое также состоялось на этой неделе.

 

ЧЕГО ХОТЯТ ДЕТИ? 

В январе этого года в рамках рабочего визита в Дагестан руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея Кравцова, врио Главы РД инициировал встречу с дагестанскими школьниками – победителями республиканского этапа олимпиад. Сидя с детьми за круглым столом, Владимир Васильев и Сергей Кравцов предложили школьникам диалог, разговор на равных, с целью услышать от самих учащихся, какие проблемы сегодня существуют в дагестанских школах, что мешает и чего не хватает им в образовательном процессе. На встрече также присутствовала недавно назначенная на эту должность министр образования и науки РД Уммупазиль Омарова, курирующая также вопросы образования в ранге зампреда республиканского правительства.

20 высказавшихся из 47 присутствующих, на удивление, по-взрослому рассказали об актуальных для них проблемах. 

Школьники говорили о бедности сельских школ, о морально устаревших компьютерах и давно неактуальной программе по информатике, о необходимости введения практических занятий по химии, биологии, физике, об отсутствии оборудования для проведения экспериментов и опытов по этим предметам, о необходимости изменения подхода к преподаванию английского языка, которое, как правило, сводится к переводу и аудированию. Дагестанские учащиеся сказали, что хотят больше часов по математике, чтобы лучше преподавалась физкультура, ввели полноценное изучение зарубежной литературы и стандартный подход в преподавании сменили на индивидуальный. Учащиеся обозначили и проблему нехватки в школьных библиотеках художественной литературы, которую необходимо читать по программе, подняли вопрос несоответствия школьной программы вопросам на олимпиаде. Дети не забыли и о своих учителях. По их мнению, педагоги слишком загружены всевозможной бумажной работой и другими формальностями, что не может не сказаться на качестве преподавания.

 

ЧЕГО ХОТЯТ РОДИТЕЛИ?

У отцов и матерей дагестанских школьников есть вопросы как глобального характера, которые, можно сказать, относятся к российской системе образования в целом, так и вполне «приземленные». Например, часто проводимые родительские собрания. Родители, в особенности папы, сходятся во мнении, что сегодня, в эпоху мессенджеров, частые родительские собрания ни к чему. Мужчины не готовы «постоянно слушать мамаш на школьных собраниях». Более того пользователи, ответившие на вопрос «МИ», что им не нравится в современных дагестанских школах, заданный в нескольких дагестанских группах социальной сети Facebook, против того, чтобы их детей обучали молодые специалисты с недостаточной профессиональной подготовкой. 

Также взрослым не нравятся ставшие притчей во языцех школьные «поборы» на всевозможные нужды, двух- и трехсменный режим образовательного процесса, некачественное преподавание физкультуры, труда, родных языков, отсутствие достаточного количества и разнообразия школьных кружков. 

Не лишним здесь будет отметить, что из действующей сегодня в республике 1 461 школы 26 работают в три смены. 

В списке «глобальных» вещей, не устраивающих родителей, – сама образовательная система, существующая сегодня в России. Она, на их взгляд, давно устарела и не актуальна. Также взрослых смущает отсутствие одной четкой образовательной программы для всех школ и излишняя «патриотическо-пропагандистская обработка детей». 

 

ДЕФИЦИТ УЧЕБНИКОВ В ЦИФРАХ

Ежегодно в республике встает вопрос обеспеченности учебниками в школах. Минобрнауки Дагестана провело анализ сведений, предоставленных муниципальными образованиями о дефиците учебников в подконтрольных им образовательных организациях. 

По данным управлений образования всех МО региона, в Дагестане обучаются 401 792 школьника с учетом выпуска учащихся 11-х классов и предполагаемого приема в первые классы (точные данные по состоянию на 2018/2019 учебный год будут известны только в октябре). По информации от районных управлений образования в общеобразовательных организациях не достает 1 344 759 учебников по различным предметным направлениям и классам. 

Стоит отметить, что картина с дефицитом учебников в муниципальных образованиях разная. Согласно процентному соотношению между количеством обучающихся и дефицитом учебников самыми нуждающимися муниципальными образованиями являются: Хивский (87%), Кайтагский (87%), Тарумовский (80%) районы, говорится в аналитической справке, предоставленной «МИ» Министерством образования и науки РД. 

Особое внимание обращается на то, что в Хивском районе высокий дефицит учебников (выше 80%) наблюдается по всем классам. В ГБОУ РД «Республиканский центр образования» дефицит учебников по некоторым предметным направлениям превышает 100% в связи с тем, что центр функционирует с 1 сентября 2017 года и контингент учащихся в ближайшие годы будет увеличиваться в связи с неравномерным количеством набранных классов. 

Средний процент дефицита учебников по предметным направлениям всех классов общеобразовательных организаций муниципальных образований республики составляет 42%. Если рассматривать дефицит учебников по классам, то в Дагестане средний дефицит учебников для 1-х классов составляет 16%, 2-х классов – 51%, 3-х – 48%, 4-х – 35%, 5-х – 31%, 6-х – 26%, 7-х – 23%, 8-х – 58%, 9-х – 58%, 10-х – 51%, 11-х
классов – 66%. 

Таким образом, максимальный средний дефицит испытывают предметные направления 11-х классов (66%), 8-х и 9-х (58%), 2-х и 10-х классов (51%). Наименьшая проблема обстоит с учебниками для первоклассников (16%). 

Если говорить о Махачкале, то в школах города дефицит учебников для 1-х классов составляет 3%, для 2-х – 26%, 3-х – 53%, 4-х – 45%, 5-х – 33%, 6-х – 21%, 7-х – 24%, 8-х – 63%, 9-х – 69%, 10-х – 89%, 11-х – 98%. Средний процент дефицита по всем классам составляет 48%. 

В Министерстве образования и науки Дагестана в комментарии «МИ» отметили, что с нынешнего года решение вопросов, связанных с обеспечением школьными учебниками, возложено на муниципалитеты. «Нехватку должны будут ликвидировать муниципалитеты», – подчеркнули в Министерстве. Более того было замечено, что в других субъектах страны вопрос закупки учебников для школ всегда находился в компетенции муниципалитетов, а не профильных ведомств, как это было до сих пор в Дагестане.

 

Бэла БОЯРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам